Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2009

s

Работает Большое жюри премии

читать рецензии

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Юлия Беломлинская

Чеченские рассказы

Александр Карасев
Чеченские рассказы

Другие книги автора

Александр Карасев "Чеченские рассказы"

Это вполне стильная книга. И по оформлению, и по содержанию.

Карасев, конечно, не мой автор. Для меня он суховат и скушноват. Но это - мое личное.

Я предпочитаю таких вот ярко-эмоциональных – как Захар Прилепин.

Сравнение напрашивается само собой – потому что оба начинают свою прозу с войны, с Чечни.

У Карасева война как минимум занимает пол-книги. Во второй части «Первый снег» – тоже половина рассказов – военные. И вообще почти все рассказы о военных.

Автор - очень «мужской». Еще и обиженный на бабский пол, и совсем того не скрывает, а наоборот, жалуется и делится с читателем извечной проблемой – что с бабами тяжело, и они «ваще» плохо понимают.

Вот эта книга - классическая мужская проза – очень непохожая по стилю на женскую, но с той же извечной тоской по пониманию и жалобой на отсутствие такового.

Книга сделана очень профессионально.

Рассказы предельно лаконичны, автор явно не склонен размазывать кашу по столу.

В военных рассказах – штатскому человеку многое непонятно – и это несмотря на то, что автор добросовестно оснастил каждый рассказ многочисленным комментариями.

Все равно непонятно. Хотя, наверное, это непонятное – не очень и важно.

А важна общая картинка, и автор рисует ее вполне отчетливо.

Жизнь армии – вне войны и на войне.

Пьянство, скука. Лень. Тоска. Абсурд бездарного командования. Ну что ж тут не понять?

Это читали еще и у «женского» Куприна - «Поединок», например.

Но посреди всякой войны, в том числе и очередной кавказской - есть место и спонтанному героизму.

Бой, взрыв, бомбежка… и все тот же пьяница и лентяй - не выходит трусом, бежит не от огня, а сперва – в огонь, потому что там остался раненый товарищ – и гибнет. Остается в памяти – воином и героем.

И об этом у Карасева все те же две строчки, или две фразы, и почти никаких с его стороны эмоций.

С эмоциями у него вообще сложно. Он кажется человеком еще и недобрым.

Но, при этом, с некоторой долей юмора. Карасев иногда вдруг ироничен.

И одним из его литературных кумиров - оказывается царский офицер Михаил Зощенко.

Очень ценное качество этой книги – попытка писать правду. Возможно, не всю, которую автору довелось повидать – но по крайней мере, только правду.

Нерасцвеченная и порою однообразная – правда живого свидетельства – все равно и всегда - ценность.

И вообше, все эти рассказы – безусловно сделаны. И сделаны профессионально.

Меня удивило то, что Карасев в результате существует как-то вне политики.

Он никак не пытается анализировать такого рода войну, в частности чеченскую.

Или последующий мир.

Нигде нет никакой ненависти в врагу. Да и врага нет – есть огонь. Иногда смерть.

А живые чечены возникают – как женщины в темных платьях, у которых можно купить водку и сигареты. Или мужик Аслан, у которого можно взять рассаду для клумбы.

Карасев интересен. Необаятелен – но интересен.

Еще и своей полной непохожестью на нашего главного военного героя и любимца Прилепина.

Они рассказывают вообщем то об одном – как бы, играя на совершенно разном музыкальном инструменте.

И если Прилепин явно числит в учителях – писателей Гражданской войны: Иванов, Веселый, Бабель – вся эта красочная палитра, то Карасев скорее перекликается с более классическими военными летописцами прежних войн Российской Империи.

Общее у них конечно: в результате - нелюбовь к войне.

Но у Карасева еще и нелюбовь к армии вообще, в том виде, в котором она у нас существует.

У Карасева я вообще не обнаружила любви, к чему бы то ни было.

И сам он любви не вызывает.

Но вызывает уважение, своей вполне четкой и профессиональной литературной работой.

Я бы не удивилась и не расстроилась, например, обнаружив эту маленькую книжку в шорт-листе премии. Это был бы не мой выбор – но это было бы необидно.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу