Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2009

s

Работает Большое жюри премии

читать рецензии

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Нина Савченкова

Чеченские рассказы

Александр Карасев
Чеченские рассказы

Другие книги автора

Александр Карасев "Чеченские рассказы"

Карасев нормальный вменяемый автор. Его рассказы вполне отвечают возможностям и задачам формы. В них представлен мир мужчин, в котором они с разным успехом существуют. Это весьма познавательная проза, темой которой является этнография мужчин. Посудите, вот война, и на ней нет места героическому, а есть каждодневный изнурительный труд как рядовых, так и офицеров, - здесь стреляют, здесь погибают, здесь испытывают лишения, но она оказывается, при всем при этом, крайне нужной вот этим самым мужчинам, о чем они никогда впрямую не говорят, но это ощущается. Нет, они вовсе не воинственны и не одержимы кровью, они не убийцы, они тем более не мальчики, играющие в пух-пух.И, даже оказавшись за пределами войны, они видят в ней что-то такое, что снова тащит их в ее расположение.

Что это за феномен, сразу не догадаться. А о самой прозе можно сказать, что она сдержана, - автор намеренно не скатывается в живописность языка. Да она и ни к чему ему. Его рассказчик безо всякого пафоса и словотворчества очень убедительно рассказывает всякие истории с разными военнослужащими, где вобщем-то происходят довольно обыденные, но интересные вещи. Естественно, как не вспомнить рассказы А. Покровского про подводников. Но это несколько другое отношение, потому что у Покровского совершенно иное историческое время, - у него действие происходит в прежнюю эпоху, когда принято было всяко стебаться по поводу всего советского, будь то советская наука, торговля, культура, физкультура, флот и армия, естественно, советская. Да, все перечисленное было насыщенно особым советским идиотизмом, по поводу которого не смеяться мог только "пидор, выкованный с головы до ног из чистой стали", как четко определил автор "Москва – Петушки". Но и у Покровского в центре всегда пребывала трагикомическая фигура самого обычного матроса или офицера. А у Карасева нет в этих фигурах ничего комического. Очевидно, и в жизни, и в армии что-то изменилось на столько, что ничего комического не осталось. Трагического – сколько угодно, а комического – дифицит. И все теперь взаправду, кто по этому поводу может смеяться? Конечно, он – все тот же "пидор, выкованный с головы до ног из чистой стали", а Карасев – не такой, и мы не такие.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу