Смотреть трансляцию

Ольга Надпорожская

Степные боги

Андрей Геласимов
Степные боги

Другие книги автора

Андрей Геласимов "Степные боги"

Новый роман Андрея Геласимова принципиально отличается от прежних его текстов. Героями предыдущих произведений автора были наши современники, жители больших городов; «Степные боги» - о забайкальской деревне 1945 года. Отцовство всех прежних текстов легко было установить по фирменному геласимовскому стилю, предельно приближенному к разговорной речи, по искренней интонации рассказчика, словно бы не знакомого с автором. Стиль нового романа напоминает о добротной советской литературе, и упоминание в аннотации о Михаиле Шолохове после прочтения романа кажется вполне оправданным. Вначале, правда, создается ощущение, что автор слишком старается писать правильно, по классическим канонам советской литературы, так что обкормленный постмодернизмом читатель начинает подозревать, что перед ним всего лишь игра в шолоховский эпос. Но через десяток-другой страниц то ли писатель расслабляется, то ли глаз читателя привыкает, и чтение романа становится легким и захватывающим.

Мальчик Петька из деревни Разгуляевки привык чувствовать себя изгоем: он никогда не видел своего отца, о сомнительном происхождении ему не устают напоминать взрослые и сверстники. Петька играет в войнушку, дерется насмерть в прямом смысле слова, воспитывает волчонка, опекает больного друга Валерку, бегает в гости к военным, охраняющим лагерь японских пленных. А в лагере ведет таинственные записи «потомок павшего самурайского рода, доктор медицины Миянага Хиротаро». Хиротаро в своей среде тоже изгой — слишком образованный, слишком талантливый, мудрый. Для Петьки «япошка» - враг, ведь советские войска вот-вот перейдут японскую границу, и начнется новая, столь желанная для мальчишек война. Но вот у Петьки умирает лучший друг, и он требует, чтобы Хиротаро продемонстрировал свои шаманские умения и изгнал из мальчика «бурятских духов». Хиротаро приходится разыграть перед ним классическую японскую пьесу Но — действо, которое Петька принимает за обряд изгнания злых духов. К концу спектакля умирающий открывает глаза, советские танки начинают желанное наступление, волчья стая приходит к Петьке за его питомцем-волчонком, а Петька и Хиротаро становятся близкими друзьями.

Уродство и чистота деревенской жизни, голод и любовь, страх и смех — в романе Геласимова есть многое из того, без чего не обойтись настоящей книге. Есть стилистические ляпы: «кричала бабка Дарья, вращаясь вокруг своей палки, как глобус в разгуляевской школе вокруг оси», а есть почти шедевры - «воздух был неподвижен, как скорбь, как утрата близкого человека или как великий артист, которому не нужны жесты, чтобы выразить самые глубокие чувства». И всё-таки предыдущие книги Геласимова были более органичны и самобытны. Эта слишком на что-то похожа... может быть, на литературу.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу