Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2009

s

16 апреля будет объявлен Короткий список премии

читать рецензии

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Дмитрий Трунченков

Готовься к войне!

Андрей Рубанов
Готовься к войне!

Другие книги автора

Андрей Рубанов "Готовься к войне"

Преуспевающий банкир Сергей Знаев в юности мечтал стать музыкантом, но вовремя понял, что хорошим не станет, а становиться плохим не захотел. Пришлось податься в банкиры. Но и тут он остается верен себе: не может и мысли допустить о том, что время можно тратить впустую. Окружающие его раздражают – они слишком медленные. Дело доходит до невроза: каждая минута на счету, банкир может точно сказать, сколько прошло времени, не глядя на часы. С некоторых пор включается психосоматика: стоит потратить немного времени зря, как тут же желудок выталкивает съеденную пищу обратно. Психиатр говорит о том, что Знаев таким образом как бы извергает находящийся внутри у него порядок во внутренний хаос, но это свидетельствует лишь о непрофессионализме врача. Ведь труд воспринимается подсознанием как питание, и рвотная реакция – естественное следствие желания сожрать слишком много. Проглотить и переварить в деньги.

В начале одного из ничем не примечательных рабочих дней и – одновременно – романа Знаев наконец-то знакомится с новой сотрудницей, Алисой. И тут же влюбляется. (Каламбур про роман-роман опустим). За несколько дней банкир успевает открыть девушке все свои самые сокровенные чаяния – включая мечту о магазине с названием «Готовься к войне», - но Алиса пугается неумолимого ритма его жизни, того напора, с которым он совершает «личную экспансию в окружающий мир». Одновременно его безответно любит другая женщина, которой ни к чему его деньги – у нее есть свои. В каком-то смысле Знаеву повезло – повезло встретить двух женщин, не жадных до денег. Само стремление заработать которые превратилось в его беду, проклятие. Но в то же время – лишь способ прожить жизнь не зря. Потому что потребность Знаева тратить время с умом – это его личный способ обретения смысла в ситуации отсутствия простого и понятного смысла существования. Способ, кстати, того же рода, что и литература, которой отдает себя придумавший банкира автор.

Недаром одна из основных фигур речи – это ирония, а один из основных путей мысли – замена на прямо противоположное. Мысль Рубанова в романе направляется про хорошо видному руслу: успешный человек, занимающийся литературой, подменяется человеком, оставившим мечты об искусстве и ушедшим в бизнес. Истинное положение дел вылезает в виде небольшой зацепки: в свободное время Знаев пишет книгу по экономике. Но тянуть за эту зацепку бессмысленно – она ничего не даст. Потому что для самого себя автор прорабатывает совершенно другие вопросы. Которые не так уж и глубоко запрятаны. Ведь в стремлении героя к девушке Алисе легко прочитывается стремление к настоящей литературе, которая отвергает героя. А в безответной любви Маруси, с которой банкир делит постель – неприятный роман с беллетристикой, с массовой литературой, которая любит – корыстно и бескорыстно одновременно – но с которой не хочется иметь ничего общего. Причина отказа Алисы обретает здесь сразу же несколько смыслов. С одной стороны, Алису пугают невротические симптомы Знаева. Симптомы, которые неразрывно связаны с его богатством, с его деловой жизнью. С другой – жадность по отношению к жизни сама по себе не вызывает рвоты, не будь она направлена на зарабатывание денег. Откуда становится понятно, что, будь Знаев музыкантом (писателем), его жажда жизни точно так же отпугнула бы девушку. Отпугнули бы сами поиски дополнительного смысла, нежелание жить «как все». Итак, налицо недовольство тем, что литература отторгает, отказывается принимать. И в то же время – попытка убедить себя, что дело не в деньгах, не в успехе. Так в чем же дело? Ответ повисает в воздухе – и тут приходится вспомнить о несостоявшейся карьере музыканта, о сквозной мысли романа, о герое – о себе? – как о художнике второго сорта .

Потянув за нужную ниточку все же удалось добраться до истинной подоплеки авторских переживаний. И действительно: Рубанов не станет классиком, но беллетрист он хороший. Чего стоят хотя бы его диалоги – написанные формально вроде бы и неправильно, но тем не менее так, как они, безусловно, и прозвучали бы «на самом деле». То же самое можно сказать и о построении сюжета в целом. Каждая сцена вызывает доверие – причем, как всегда, остается непонятно, как это достигается. То ли буквальным копированием действительности, то ли умелой, с нарочным искажением, имитацией.

Одним словом, автору не о чем беспокоиться. «Готовься к войне» - то, что принято называть «качественной литературой».

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу