Дмитрий Трунченков

Чтобы Бог тебя разорвал изнутри на куски!

Андрей Тургенев
Чтобы Бог тебя разорвал изнутри на куски!

Другие книги автора

Андрей Тургенев "Чтобы Бог тебя разорвал изнутри на куски!"

Знаменитый корифей постмодернизма Андрей Тургенев написал модернистский роман. Написал модернистский роман постмодернист Андрей Тургенев. Постмодернист: Андрей Тургенев: написал роман: модернистский. И что же? Про искусство роман, между прочим. А чего же там, собственно, про искусство-то, а?

Сюжет такой: в Таком городе (Венеция?) пересекаются пути русского престарелого режиссера Константина Николаевича, снявшего один прославивший его фильм и недоснявшего второй, редактрессы модного журнала Вергнитки, звезды актуального искусства Лорда и еще пары-тройки более-менее эпизодических персонажей. Среди которых жопострелы-блудомуды Блудо и Сало (привет Сорокину с Ивановым), очередная инкарнация Добчинского и Бобчинского. Промышляют запусками из заднепроходных отверстий ракет, дрочбой в фонтаны и прочими перформансами. Тут, казалось бы, известные питерские близнецы, близкие друзья автора, могли бы и обидеться, но нет, ничего личного: в противовес блудомудам автор вводит сиамских близнецов-китаянок, и становится понятно, что близнецы – никакой не памфлет, не результат затаенной обиды, а всего лишь архетип, с одной стороны (блудомуды) – приземленный, мужской, с другой (саимские пипеточки) – наивный до невозможности. Этого Ян и Инь, мужского и женского, вообще очень много у Тургенева.

На счету Лорда – недолгая карьера человека-собаки, отрезанная рука, две совокупляющиеся коровы в натуральную величину, инкрустированный брильянтами череп и привычка поминать почем зря сержанта морской пехоты США Джонатана Рипса, самовольно оставшегося в зоне радиоактивного поражения и в течении 25 дней ведшего подробный радиорепортаж о состоянии своего облученного, умирающего тела. На счету Константина Николаевича – ну, вы уже знаете. Вергнитка, находясь в процессе отчаянной конкуренции с издательницей вражьего журнала, всеми правдами и неправдами стремится заполучить на обложку своего собственного фотографию сделанного Лордом черепа, - проблема в том, что просто так он предоставить эту фотографию не хочет. Вокруг страстного неудовлетворенного желания Лорда «присунуть» Вергнитке и вертится трехсотстраничный роман – этим философские размышления об искусстве, может показаться, и ограничиваются. Условие Лорда Вергнитке, хотя он ей явно симпатичен, категорически не нравится, и яркому и блестящему Лорду она в конце-концов предпочитает дряхлого и мало на что способного, закидывающего в себя тюбиками таблетки от сердца русского режиссера.

Сам Андрей Тургенев не раз заявлял, что не дело писателя думать о разных там проблемах мирового масштаба, о том, как воспримут его творчество читатели, - а дело писателя выписывать на бумаге свои собственные психологические проблемы. В каком-то смысле (проблемы ли? заветные размышления – точно) в точности это самое А. Тургенев в «Чтобы Бог тебя разорвал изнутри…» и делает. Если раздербанить сюжет романа на куски паталогоанатомированной плоти, станет видно, что больше всего автора волнует проблема того самого инь и ян, экстравертного и интровертного начал, а еще точнее – взаимоотношение полов в свете интровертности и экстравертности. Вообще тема эта тянется еще со времен «Спать и верить», где интровертная героиня, встретив яркого экстравертного героя, пыталась, но не могла противиться его обаянию: тихий и неприметный школьный возлюбленный неизбежно терялся на фоне этого вихря. В «Спать и верить», однако, ничего хорошего из любви героев не получилось; не получается и на этот раз: Лорд решительно не привлекает, несмотря на весь свой блеск, Вергнитку как мужчина, а может быть, наоборот – привлекает слишком сильно, чтобы та могла сознаться в этом самой себе. Как бы то ни было, автор неизбежно приходит к выводу, что яркой и взбалмошной Вергнитке гораздо больше нравится не умеющий и любящий действовать Лорд, а замкнутый и стеснительный Константин Николаевич. У которого, кстати, своя любовная история. И вот тут уже автор пытается погрузиться в психологию интроверта, что выходит у него плохо – по его мысли, интровертов-мужчин хотя и тянет к сильным и ярким женщинам, предпочитают они на самом деле женщин таких же тихих, как и они сами, - вот только лелеют при этом заветную мысль самим сделаться сильными, шумными, готовыми на самые безбашенные поступки. Поэтика действия Лорда действительно описывается Тургеневым лучше некуда – а вот поэтика мысли плохонько, понаслышке: Константин Николаевич все шесть дней пребывания в Таком городе только и делает, что мусолит завязку сюжета, которую со всеми ее отброшенными по дороге вариантами можно придумать за полтора дня. Из чего можно сделать вывод об особенностях психологической конституции самого автора.

Название романа - «Чтобы Бог разорвал тебя изнутри на куски!» - обыгрывается в книге дважды. Один раз – как характеристика идеального творческого процесса. А второй раз – применительно к генетически выведенным клонам человека, которые живут от силы год, а потом их будто Бог на куски разрывает. Протягивая ниточку от одной метафоры к другой, нетрудно понять истинный смысл заглавия: подлинное творчество (по крайней мере литературное) – это расщепление своего подсознания на самые мельчайшие, во многом противонаправленные импульсы, которые и становятся зародышами для будущих героев, в каждого из которых ведь – в буквальном смысле – надо вложить частицу собственной души.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу