Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2009

s

опубликован Короткий список премии

смотреть

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Павел Крусанов

Танкист, или Белый тигр

Илья Бояшов
Танкист, или Белый тигр

Другие книги автора

Илья Бояшов "Танкист, или Белый тигр"

Писательская судьба Ильи Бояшова поучительна. Литературная известность пришла к нему в сорок шесть лет – сегодня в этом возрасте у писателей уже заведено пожинать плоды успеха, а не начинать столбить делянку на литературной поляне. Конечно, Бояшов и до «Пути Мури», который вывел автора в лауреаты «Нацбеста» 2007 года, писал хорошо, и профессионалы пера об этом знали (по крайней мере, в СПб), но широким читателем его книги были не открыты. Однако автор не роптал, не торговал пером в издательских и телесериальных фабриках, не запирался в келью непризнанности с ее спертым, ядовитым воздухом – он просто продолжал свою смиренную работу без позы, зависти и суеты. И звезды сошлись в благосклонный узор. Наглядный пример небесной справедливости и воздаяния по заслугам. Пусть в большей степени в конфуцианском мировидении, нежели в непоседливом фаустовском, но это и приятно.

«Танкист…», на мой вкус, мощнее «Пути Мури» – и по замыслу, и по воплощению. Хотя женскую часть аудитории Бояшов здесь явно и решительно отсек. Не преднамеренно, а потому что иначе – никак. И в самом деле – книга о войне, пусть и порядком мифологизированной (притчевая мифологизированность – особенность бояшовского стиля), однако же с кровью, сукровицей, гарью, смертью, увечьем, как и полагается порядочной книге о войне, которую (войну) выигрывает тот, кто способен на самозабвение, сверхусилие и преодоление, -- это определенно мужское чтение. В итоге поединок изуродованного огнем и опаленного священным безумием русского танкиста по прозвищу Череп и его инфернального противника – немецкого «Белого тигра» родом из фаустовской преисподней – выходит за рамки войны, как поединок капитана Ахава и Моби Дика выходит за рамки рутинного китобойного промысла. А выведение текста в область, управляемую Роком, преображающим персонажей в архетипы, – это ли не торжество автора над материей реального, которую он, как жук навозник – навоз, только и имеет в наличии? Словом, книга весьма достойная, крепкая, сработанная на долгие времена, а такой задачей все реже утруждают себя авторы в угасающие от болезненной лихорадки потребления времена, когда новизна единственно и определяет потребительскую стоимость товара.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу