Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2009

s

16 апреля будет объявлен Короткий список премии

читать рецензии

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Ольга Надпорожская

Бренд

Олег Сивун
Бренд

Другие книги автора

Олег Сивун "Бренд"

«В большинстве супермаркетов все отделы расположены примерно в одном и том же порядке. Это расположение имеет, наверно, определенную логику. Моя логика уже не нужна, супермаркет сам выстраивает нужную логику, я просто ей подчиняюсь. Мой мозг абсолютно отключен. Логика супермаркета становится моей логикой навсегда. Если в каком-нибудь супермаркете отделы расположены не в том порядке, к которому я привык, то я чувствую это, у меня возникает дискомфорт, и мне хочется побыстрее уйти из этого супермаркета. У меня создается впечатление, что я в лабиринте и меня не научили из него выбираться».

Листы формата А 4 веером вылетают из рук и рассыпаются по слякотному полу булочной. Я, в отличие от рассказчика «Бренда», редко хожу в супермаркеты, побаиваюсь их, хотя, пожалуй, там было бы удобнее читать. Просто положить распечатку романа на тележку, катить ее вперед и идти, читая.

Этот роман, безусловно, чудовищен — если с самого начала не согласиться с тем, что перед нами гротеск. Если же принять его гротескность как точку отсчета, то перед нами — выдающееся произведение современности, исполненное философии и своеобразной поэзии.

Текст представляет собой словарик, в котором в алфавитном порядке, от A до Z, «толкуются» наиболее раскрученные бренды общества потребления: Barbie, Coca-Cola, Google, Ikea, Kodak, McDonald's, Putin, USA и проч. Первая часть «статьи» состоит из описания бренда и изложения его истории (возможно, роман был зачат как дипломная работа), основная же часть представляет собой раскрытие взаимоооношений рассказчика с тем или иным брендом. Поскольку рассказчик-герой взращен на телевидении (главным образом на рекламе) и Интернете, «стильные» вещички и заведения являются его плотью и кровью, хотя иногда он подчеркивает свою «несовременность» и несовместимость с тем или иным фетишем («это не мой стиль»). Но в основном он сливается с тем, что модно и круто, даже в том случае, если опытно не познакомился с тем или иным «брендом» или не переносит его физически: «Но я-то не летаю. Какое мне дело до самих полетов? Я и не говорю, что летать с Lufthans'ой лучше всего — хотя наверняка это так. Я говорю, что Lufthansa — самая лучшая авиакампания мира. Хотя бы как звучит: «L-u-f-t-h-a-n-s-a»». «Я блюю после McDonald's, но мне всё равно нравится McDonald's».

Рассказчик описывает людей общества потребления как бесконечно стильных, «крутых» - и бесконечно одиноких людей, среди которых самый зависимый и самый одинокий (не без некоторой аутичности даже) даже — он сам, потому что вкусил больше всех. Потому что он не знает иной любви, кроме любви к тому, что круто раскручено, и сам осознает свою внутреннюю пустоту. «Мы все рождаемся под дверью, на которой висит вывеска «Вход в супермаркет», а когда умираем, то видим перед собой табличку «Выход», просто «Выход». «EXIT» на зеленом фоне, с бегущим куда-то человечком».

Человек невнимательный может подумать, что автор и впрямь создает новый рекламный текст, в очередной раз воздавая хвалу Coca-Col'е и Ford'у. Но грамотный читатель, увидев в тексте трагический гротеск, узнаёт в его герое себя — каким бы далёким от мира попсы он себя ни считал.

Подбираю с затоптанного покупателями пола подмокшие листы, выхожу из магазина... а там снег, вечер, фонари — и никакого бренда.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу