Валерий Айрапетян

Люди в голом

Андрей Аствацатуров
Люди в голом

Другие книги автора

Андрей Аствацатуров "Люди в голом"

Когда торжество деструкции в мире столь очевидно, что стало привычным атрибутом нашей повседневности, а будущее не внушает более доверия, для сохранения собственного рассудка, остается уповать только на чувство юмора. В дебютном романе известного петербургского филолога Андрея Аствацатурова "Люди в голом" радует уже то, что автор, минуя модную ныне эсхатологичность прогнозов, погружается в мир своего прошлого, полный самоиронии, нелепых ситуаций, трогательных и трагичных историй из жизни пугливого и ранимого школьника, незатейливого студента и ученого-интеллектуала, с неминуемым налетом цинизма в суждениях. Все три возрастные ипостаси принадлежат автору. Жизнь героев романа (все персонажи - реальны, а некоторые из них даже знамениты) выглядит фарсом, пародией на саму себя, театром абсурда, на сцене которого разыгрываются смешные и жестокие спектакли. В первой части романа описан школьный период мальчика из советской интеллигентной семьи, наполненный страхами и тревогами. Школа показана, как средоточие невежества и идиотизма, где подавляется все нежное, живое и настоящее в человеке. Вообще, тема подавления человека системой, его отчужденность в большом и запутанном мире, красной нитью проходит через весь роман. Первая часть написана просто, с использованием минимального набора литературных приемов, поскольку она соответствует заложенной в неё идее - одинокого человека, обнаженного, испытывающего страх перед миром, который состоит из абсурдных вещей и событий. Во второй части, напротив, повествование чрезмерно литературно. Автор использует различные стили, умело играет ими. В тексте встречается масса отсылок к Пушкину, Генри Миллеру, Высоцкому, Городницкому. Центральная глава этой части роман-клип "Путь Гава" является не чем иным, как пародией на книгу Сорокина "Путь Бро". В этой части во всю обыгрываются жанры сказки, эпоса, драмы, анекдота. Вторая часть изобилует сценами из жизни богемы. Представители богемы, как на подбор, люди циничные, лживые, склонные к гомосексуальным отношениям и воровству. Герои рассуждают, шутят, строят жизнь на свой манер, но при этом больше похожи на ходячих мертвецов, на некие формы, лишенные всяческого человеческого содержания. В любом сообществе - школьном, студенческом, академическом, богемном - царят одни и те же стандарты: подавление, лицемерие, жестокость и паразитизм. Шансы человека сохранить свою личность, при этом не обрести ряд девиаций и патологий, крайне малы. Оставаться голым, открытым, защищенным, разве что, живым юмором - значит, оставаться человеком в системе, всегда, по сути, репрессивной и безжалостной к личности.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу