Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2011

s

16 апреля будет объявлен Короткий список премии

читать рецензии

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Никита Елисеев

Ты так любишь эти фильмы

Фигль-Мигль
Ты так любишь эти фильмы

Другие книги автора

Фигль-Мигль "Ты так любишь эти фильмы"

Высокоталантливый,литературно-профессиональный бред полуобразованной, очень закомплексованной, чрезвычайно нервной женщины из Достоевского. Кажется, Платон говорил о Гераклите: «Я очень мало понял из того, что он говорил, но то, что я понял было прекрасно. Из этого я делаю вывод, что то, чего я не понял, было так же прекрасно». Боюсь, что в случае Фигль-Мигль мне следует сказать так: «Я ничего не понял из того, что она сказала. Предполагаю, что если бы я хоть что-то понял, это было бы отвратительно», из этого я делаю вывод, что даме следует поставить кол. То есть, один балл. Если абсолютно непонятная и неприятная книга читается с интересом и напряжением, то это значит, что это – книга, это – литература. Тогда встаёт вопрос, что такое литература? Юмор у Ильи Фролова лучше, чем вымученные шутки ленинградской интеллигентки, в лексиконе которой появилось такое богатое слово, как «жопа». Мысли у Рубанова (если они есть) фундированнее, интереснее, чем дешёвые парадоксы питерской достоевщины Фигль-Мигль. Наконец, Проханов гонит идеологическую пургу с большим драйвом. Вот здесь оговорюсь. Это-то как раз достоинство, а не недостаток Фигль-Мигль. Потому что Проханов гонит пургу, чтобы понравиться определенному социально-профессиональному слою, а Фигль-Мигль гонит свою пургу, чтобы не понравиться никому и в этом преуспевает. Однако чем берёт Фигль-Мигль? Структурой. Она очень хорошо знает закон композиции, а значит и литературы. Важно не «что» и не «как», а «что после чего». Этим она владеет в высшей степени. Пять персонажей, пять голосов, резко отличных друг от друга (чтобы не сказать, враг от врага), узнаваемых, рассказывают каждый свою историю. В центре всех их историй оказывается главная героиня, вероятно, весьма автобиографическая, Принцесса – преподавательница питерского вуза, интеллигентная стерва, к которой автор испытывает симпатию. У некоторых читателей такая симпатия возможно тоже возникнет. У меня нет, не возникло. Повторюсь, каждый из голосов: Корней (такса Принцессы), К.Р. (её муж, директор элитного учебного заведения для девочек, по совместительству американский шпион), Херасков (любовник Принцессы, кинокритик), И Грие (брат шпиона, наркоман), Шизофреник (сосед Принцессы, шизофреник) – узнаваем. И все, а не только Принцесса, кто попадает в их истории так же узнаваем и характеристичен. Лучше всего у Фигль-Мигль получилась такса. Неплох наркоман из-за удачно применённого анжабемана в прозе. Он ставит точки не там, где следует. Получается верный. Образ искажённого, затруднённого. Восприятия мира. Мир самой Фигль-Мигль держится на двух китах: обида и раздражение. Может, потому он мне и непонятен, что её обида и раздражение уж очень от меня далеки. Я не понимаю, почему надо так злиться на человека, если он не знает, что не Достоевский написал письмо Александру III с просьбой помиловать цареубийц и убийц его отца, а Толстой. Не знает и не знает. Потом узнает. Или, вообще, не узнает – невелика потеря. Шекспир вон не знал, что Богемия (Чехия) НЕ расположена на берегу моря. И что с того? Фигль-Мигль плоть от плоти той полуобразованной интеллигенции, которую так неистово, с таким вкусом и смаком презирает и ненавидит. Проверка простая: по-настоящему образованный человек никогда не будет унижать и обижать не-образованного. Спокойно объяснит, если тот чего-то не знает. Образование это ж вроде богатства или силы. Настоящий богач никогда не будет презирать и обижать бедняка. Настоящий силач никогда не будет презирать и обижать слабого. Однако, это уже воспитательные моменты, хотя подвоспитываться никому не вредно, в том числе и талантливым писательницам, умело скручивающим полупародийные, бредовые, остросюжетные тексты. Один балл.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу