Смотреть трансляцию

Валерия Жарова

Каменная баба

Илья Бояшов
Каменная баба

Другие книги автора

Илья Бояшов "Каменная баба"

Все же в книге Бояшова есть некоторое очарование. Фарс и гротеск, абсурд и предсказуемая лихость – чем хорошо, думаю, было писать книгу – так это отсутствием всяческих ограничений. Хочешь, делай героиню звездой телеэкранов, хочешь – отправляй в космос... Или превращай в дерево, как и случилось в конце концов, иллюстрируя простую мысль, что главное желание русской женщины, хоть и демонической – пустить корни, да такие, чтобы навсегда, и чтобы вырвать можно было только вместе с планетой.
Нетрудно узнать в композиции книги героический эпос – если перевести на былинный язык, все сходится. Начиная кратко с детства – в духе какого-нибудь «и рос, оплот и гордость родителей своих» (только в данном случае наоборот – «как придорожная трава»), потом взросление и становление, дальше подробно ратные подвиги, а в конце – обожествление героя. Ну, в данном случае, одеревенение. На это сходство играет и традиционный стиль Бояшова – картиночный, без всяких там погружений в глубину характера и психологии. Былинен, лишен человеческих черт образ Машки, которая, ничего не сделав, а только благодаря своей бабьей породе и умении закабалить любого мужика, становится популярнее Микки Мауса. Хотя, если присмотреться, почему же ничего не сделав? Вот она и о фьючерсах рассуждает, и махинации проворачивает... Нет, проступает что-то человеческое. Очень схематично, но в данном случае это даже помогает. Это не какая-то конкретная жещина Мария Угарова, это обобщенный типаж, комсомолка с плаката, каменная баба. Немного перекликается (очень, очень отдаленно) со старым рассказом Веллера о проститутке Марине. Бешеная карьера провинциальной девчонки – понятно, каким местом сделанная, трудная юность, пик карьеры, загадочный финал, где она сначала шокирует очередь в магазине, придя в шубе на голое тело и купив мальчика, а потом исчезает вовсе, растворяется без следа, то есть, тоже переходит в другое качество. Да, и здесь легко подставить на место действующих лиц узнаваемых современниц, в чем автор чистосердечно признается в конце послесловия, уверяя в безграничном уважении к прототипам, однако портрет все равно складывается не слишком лестный . Вот совсем уж явные указания, вроде песни «Миллион тюльпанов на площади» в исполнении главной героини (кстати, второстепенных там нет, остальные все даже не третье-, а десятостепенные), пожалуй, не так уж нужны, все же это лишь основа, а то еще кто-нибудь подумает, что примадонна и впрямь обратилась в дерево В не менее увлекательном, чем сама книга, послесловии автор развивает идею России как стопроцентно женского начала. Идею, пожалуй, несколько спорную, но чем хороша тема, так это равным количеством разумных и убедительных аргументов как за, так и против. Я бы как раз не стала выделять какой-то особый тип «русской женщины», потому что некоторые отличительные особенности, конечно, у соотечественниц имеются, но они в большинстве своем ничуть не украшают образа, и это как раз вполне видно из текста книги, то есть, в послесловии автор полемизирует, получается, с самим собой. Но это и хорошо, на этом примере видно, как русская баба поработила и писателя, подмяв под себя и сюжет, и смысл. Впрочем, есть и вещи очевидные. Трудно поспорить, например, с этим: «Отечественная каменная баба изначально создана для преодоления всех и всяческих трудностей (чтобы жить с нею, нужно обязательно учитывать: если трудностей каким-то образом не окажется, она обязательно их выдумает, а затем виртуозно материализует)». Но все-таки отчасти Бояшов занимается мифологизацией как русской женщины, так и русского мужчины (да и России в целом). Ну не у всех русских носы картошками (хотя немаловероятно, что те, с гордыми профилями – замаскированные евреи). Но в этой мифологизации есть своя логика. Во-первых, этим грешит всякий, кто начинает рассуждать. Во-вторых, народ любит мифы и хорошо понимает мысль на примере схем. В-третьих, может быть и надо создать такой концентрированный образ, где-то преувеличить, где-то обобщить, чтобы потом уже плясать от этого, развивая тему. Чтобы было, о чем спорить. Главное, что эта книга может читаться, может читаться интересно, может вызывать реакцию, желание поспорить, и это хорошо. Вполне такой национальный... Бестселлер или нет, время покажет.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу