Смотреть трансляцию

Наташа Романова

Время культурного бешенства

Наль Подольский
Время культурного бешенства

Другие книги автора

Наль Подольский "Время культурного бешенства"

Вымя культурного бешенства  «… не случайно распространение абстрактного искусства в начале прошлого века совпало с размножением террористов и бомбометателей всех мастей. Сущность обоих явлений одна и та же – уничтожение неугодной реальности. А способ действия, если можно так выразиться – орудия производства, у каждого свои, у террориста – бомба, у художника – кисть.» Маститый питерский беллетрист-фундаменталист Наль Подольский написал довольно трэшевый для фундаменталиста роман про то, как – по одной версии – мировое железо собирается уничтожить землю – то есть все живое на земле, и к этому его всячески подстрекает и провоцирует Черный Квадрат Малевича. По другой версии дело обстоит иначе, но суть остается прежней: от железа так или иначе идет угроза, да и от искусства, если честно, зла еще больше. От железа-то опасность пока еще только исходит, а вот от искусства уже получено по полной программе. Действие происходит в 151 г. от сотворения Черного Квадрата в тоталитарной столице победившего искусства (если я правильно поняла). Все наши культурные монстры – Эрмитаж, Русский Музей, Мариинский театр – превратились в гигантские корпорации, «по сравнению с которыми «Газпром» - мелкая лавочка». В УК появились карательные статьи: «враг балета», «враг музыки», «враг живописи» и т. д. Впереди столицу (и все человечество) ожидает катаклизм, в результате чего наступит некий посткультурный апокалипсис. Понаблюдав за тем, какие герои действуют в романе (если присмотреться, все они – хорошие знакомые автора, а некоторые – его друзья и собутыльники по фундаментализму), вчитавшись в их диалоги (и монологи, которые входят в роман отдельными главами), можно сделать вывод, что культурный апокалипсис и так уже наступил. Вот фотограф Хосе Мария, например – разве это не ходячая фигура апокалипсиса, ведь невооруженным взглядом видно, что это просто Конь Блед какой-то. За вестника апокалипсиса вполне сойдет и магистр Александер с его не оставляющими надежд кощунственными трактатами, от одного чтения которых можно впасть в кому; а «поэтесса с прибабахом» Ева Е. – так это вообще исчадие постиндустриального культурного пиздеца со справкой. Все герои на протяжении романа обсуждают безрадостные перспективы катаклизма, производят алко-философские стратегические рекогносцировки в районе Карельского перешейка, откуда и исходит угроза железа в виде самопроизвольно движущихся танковых колонн, и непрерывно хлещут коньяк. В этом им помогает полковник ФСБ Квасников, который без бутылки даже карту развернуть не может, вполне оправдывая свою говорящую фамилию. Необходимо отдать должное литературному мастерству писателя (которое, как известно, не пропьешь) – все сюжетные ходы в романе заканчиваются выходом, и заставки про шаманизм, ДНК, китайскую поэзию и т. д. даже интересно читать. Их там много, и именно их читать интересно. Потому как о приключениях героев читать скучно. Они разговаривают замшелым кондовым языком, лишенным модуляций, и выглядят как придурки. В этом, наверное, и есть не вполне осознанная правда этой фантастической анти-утопии: вот именно так и выглядят наши культурные деятели – помещение этих узнаваемых героев в контекст романа только еще больше подчеркивает бессмысленность и тщетность (а также вред) их культурных телодвижений и квази-культурных действий.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу