Елена Колядина

Предел забвения

Сергей Лебедев
Предел забвения

Другие книги автора

Сергей Лебедев "Предел забвения"

Книга Сергея Лебедева «Предел забвения» звучит как та мучительно—звенящая музыка, которой создатели фильмов любят сопровождать триллеры. Вроде бы ничего особенного не происходит: герой — Как его зовут? Мы так этого и не узнаем…— движется внутри обыденных вещей и явлений, гуляет с приемным дедом, слепым соседом по даче, играет и вспоминает, исследует пруд, лес и себя самого. Но почему так звенит в душе читателя струна, от вибраций которой начинаются тревога, страх, кажется, сейчас она лопнет и охватит ужас от встречи с потусторонним — смертью и прошлым. Герой — пока еще мальчик, чувствует странность привязанности к нему слепого деда, старается избежать душевной близости с ним, но, в конце концов, оказывается повязанным с этим человеком кровью. И с этой кровью невольно получает все прошлое деда, явно полное загадок и страха. Но что именно мучает через передавшуюся чужую кровь героя? Всю жизнь его до ужаса выкручивал этот вопрос и, став взрослым, он отправляется в прошлое уже умершего слепого старика. Отправляется в буквальном смысле — на поезде, такси, пешком и на лодке. И узнает тайны… Сказать «страшные тайны» было бы плоско. Он узнает и измеряет в себе и стране тот предел, после которого начинается забвение. Или кончается забвение.Это под каким углом смотреть. Великие стройки, гигантские насыпи, сооруженные тысячами копошащихся с тачками и лопатами людей, куда ведут они? Почему осыпались, провалились, наполнились черной водой и костями? «Предел забвения» давно прочитан, но затянула, залила река, вкрутила воронка, уходящая в вечную мерзлоту, и нависают над головой ребра взорванных скал. Зачем все это случилось с нами? Во имя чего? Ведь все забыто, замыто песками, которые несет северная река вместе с костями строивших в лесах и скалах великую страну С.С.С.Р., а построивших сегодняшнюю Россию? Сергей Лебедев обладает редким сейчас и почти утраченным (видимо, за ненадобностью) в сегодняшней литературе даром — описывать природу и пейзаж и суть, составляющих ее единиц. Давно я не читала такого яркого, точного, органичного, достоверного, выпуклого, тревожного, затягивающего описания земли, тундры, скал, камней, песка, болота, мха, речной воды. До отчаяния пугают и сжимают сердце судьбы людей, оказавшихся в памяти героя волею его загадочного слепого деда. Роман, который не забудешь… Бестселлером, то есть книгой, которая продается лучше всех, «Пределу забвения» не дает стать только один, но существенный недостаток — нарочитая бессюжетность. Нет имен и нет диалогов, воспоминания вылезают одно из другого. В этой книге есть мощная сила, словно слившаяся измускул тысяч возводивших «стройки века», есть пронзительная речь автора, есть и плотная, словно из монолита, гранита, конструкция, но нет той стальной балки, а может, рельса, который придал бы конструкции нужную защиту и жесткость. Но автор, судя по всему, и не собирался писать популярную беллетристику? Автор сделал свой выбор в пользу письма на пределе, и такого же предела требует от читателя.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу