Елена Вакулова

Ананасная вода для прекрасной дамы

Виктор Пелевин
Ананасная вода для прекрасной дамы

Другие книги автора

Виктор Пелевин "Ананасная вода для прекрасной дамы"

Постмодернизм в чистом виде. То, что это не роман, а сборник рассказов и повестей, для задач постмодернизма даже хорошо. Мрачноватый юмор Конспирологические мотивы: автор погружает, посвящает читателя в масштабный, глобальный всемирный заговор. Утешает только, что всё не по-настоящему. Отчего бы и не почитать, если понарошку? Ананасная вода в эпатажном стихотворении Маяковского «Вам!», или прислуживание в публичном доме – это образ, символизирующий меньшее зло, меньший грех по сравнению с тем ужасом, который явила потрясённому миру кровавая бойня Первой мировой, это протест против равнодушия зажравшихся, жирных богачей. Названные в стихотворении неприличным словом на букву Б у Пелевина превращаются в прекрасную даму. Скорее всего, иронически. И вряд ли эта дама - из стихотворного цикла Александра Блока. Правда, расчёт на узнавание этого прецедентного текста абсолютно всеми читателями весьма сомнителен. В памяти большинства при этих словах всего лишь что-то смутно брезжит. Но, похоже, Пелевин к этому и не стремится. Его тексты тем и хороши, что любой читатель может обнаружить в них своё, лично ему близкое. Но много в них и такого, что читателям не нравится. Массовый читатель, с одной стороны, польщён, что с ним разговаривают как с равным, как если бы он был интеллектуалом, и у него возникает чувство приобщённости к чему-то высокому, ранее недоступному, а вот теперь пришёл писатель, который легко приобщит его к этому закрытому прежде миру. С другой стороны, когда этого заумного слишком много, это начинает раздражать. Интеллектуалам тоже бывает приятно искать подтекст, расшифровывать интеллектуальные ребусы, искать намёки и скрытые смыслы, на то это и постмодернизм. Но в определённый момент игра надоедает, и возникает подозрение: а ради чего, собственно говоря, сыр бор, что нам хотели этим сказать, не пустышку ли подсунули, игру ради самого процесса – игры. Постмодернизм, постмодернизм и ещё раз постмодернизм! Суперактуальные мотивы , новости последнего времени- WikiLeaks, Роснано / нанотехнологии и проч. Отношение к восточному миру, к восточной культуре. Восточные мотивы – арабский мир, Афганистан и особенно Индия. И вывод, к которому приходит читатель, далеко не нов – Запад есть Запад, Восток есть Восток. Непознаваемость для европейца восточной культуры, непроницаемой для западного мировосприятия. Это как бы неразделённая любовь Европы к Востоку. Экскурсовод Олег в рассказе «Созерцатель тени» и Борис в рассказе «Тхаги» мечтают проникнуть в самые глубины восточной мистики, научиться проникать в суть тени, общаться с нею и поклоняться богине Кали. Но эти попытки заканчиваются полным фиаско. Один из них чудом возвращается из Зазеркалья, другому везёт меньше: его приносят в жертву всемогущей Кали. Восточный мир непроницаем для европейца. С неподражаемым юмором и иронией Пелевин описывает восприятие афганцем действий Савелия Скотенкова или детали жизни европейцев на Гоа. Резкая сатира на современное общество. Различные социальные слои – разведчики, гиды,… … … Радует большое количество юмора, пусть даже и мрачноватого. неожиданные сопоставления, яркие метафоры. Огорчает (и не только в этом произведении, и не только в художественной литературе, увы…) незашифрованная, незакамуфлированная обсценная лексика. Никаких пропусков, намёков, отточий и недоговорённости. Конечно, постмодернизм требует своего, но хотелось бы видеть писателя выросшим из этих коротеньких штанишек, переболевшим детской болезнью и выздоровевшим. Ведь в других отношениях он легко и свободно вышел на простор индивидуального стиля.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу