Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2012

s

16 апреля будет объявлен Короткий список премии

читать рецензии

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Виктор Папков

Маджонг

Алексей Никитин
Маджонг

Другие книги автора

Алексей Никитин "Маджонг"

А Сеипалатинск-то зачем было с карты мира стирать? У меня, кстати, были знакомые родом оттуда. И служившие там были… Обидно как-то. Тем более что это очень неожиданный эффект от происходящего в книге.

Про «Маджонг» тоже уже успели написать несколько рецензий, так что придется повторяться. С самого начала в книге идут параллельно две линии. В начале каждой главы небольшая компания сидит в забегаловке и играет в маджонг. Маджонг – это такая игра, с весьма сложными правилами. Правила эти я совсем не знаю, так что оценить редкость ситуации не могу. В собственно основной истории несколько весьма богатых коллекционеров ищут части неожиданно всплывшей рукописи третьего тома «Мертвых душ» Гоголя. (Я не оговорился, именно третьего, а не второго). Действие происходит в любимом городе автора – Киеве, и только кусочком захватывает бедный Семипалатинск. Развивается это самое действие несколько неравномерно. В первой половине – очень спокойно. Герои как бы проясняют расклад, занимают начальные позиции… А вот во второй половине (даже в последней трети) события не то что срываются с цепи, но все-таки напряжение растет. Тут тебе и пожар с двумя трупами, и взрыв (правда, все-таки на втором плане) автомобиля конкурента. И перестрелка в самом конце. Я уж не говорю о проблеме с украинскими сырами на таможне!

Помимо перечисленных линий в романе есть еще две. Собственно, рукопись третьего тома "Мертвых душ" я бы тоже отнес к отдельной линии. Вообще, это очень большая наглость - написать книгу за Гоголя! В конце становится понятно, что рукопись не гоголевская, но… Но так же становится понятно и то, что она вполне могла бы быть гоголевской! Про похожесть текста на произведения Николая Васильевича уже написали и еще напишут, но главное (с моей точки зрения) все-таки вот в этой наглости! Один из героев в «Маджонге» все может, автор тоже все может, причем для этого ему даже не надо, как герою, становиться волной в УКВ диапазоне. На самом деле Никитин даже в тексте особо с Гоголем не связанном подхватывает интонации своего великого предшественника: «Другого ответа она - таможня - не знает и не понимает другого языка. А вместе с ней не понимает другого языка и весь чиновный мир. Слышите шелест над страной? Это таможня говорит с прокуратурой и милицией; перешептываются суды первой инстанции с городскими администрациями, а те уже шелестят с апелляционными судами и отдельно с администрациями областными, чтобы те слегка пошелестели в столице. И в столице шелестят! Да еще как!»

И последняя линия в книге – самая неожиданная. Один из героев становится лосем. То есть самым настоящим лосем (а потом еще и той самой волной в УКВ диапазоне). И начинается мистическая шаманская часть, в которой герои пытаются спасти алтайские леса. Так как начинается это уже во второй половине книги, а в первой половине все было совершенно материалистично, то новый поворот просто торчком встает в голове и единственная мысль по этому поводу крутится: «Ну как же так! Да что же это такое!» Потом как-то свыкаешься (а куда деваться?). Более того, именно алтайские шаманы и связывают воедино играющих в маджонг с поиском гоголевской рукописи. Я так понял, что такая композиция и была задумана изначально. Автор не хочет писать простые линейные приключения, он хочет придать им некий над-материальный смысл. Вся наша жизнь – игра, и Никитин показывает, кто в данном конкретном случае играет. А там, глядишь, соседство сюжета с Николаем Васильевичем и дополнительные смыслы в тексте позволит найти. Почему бы не сравнить ссору Чаблова и Рудокоповой с ссорой Ивана Ивановича с Иваном Никифировичем? Не очень похоже? Не очень, зато никто не сравнивал до меня!

В общем, автор продолжает искать свой сюжет. Он явно настроился писать приключенческую литературу, но пытается сделать ее сложнее, не ограничиваясь только поисками очередных сокровищ. Не могу сказать, что я в восторге, но «Маджонг» мне понравился намного больше «Истеми». Хотя интриги в главной сюжетной линии практически нет. Появляется первая часть рукописи, потом выясняют, у кого вторая. Два представителя едут за третьей частью и один из них без труда третью часть добывает. В это время к другому представителю попадает четвертая (только показалось было, что папка с листами потеряется, так нет, героиня приехала и забрала). Все. Зато опять хороши описания Киевской Петровки и киевских букинистов. В общем, желаю автору найти, наконец, сюжет, который захватит читателя! Стать киевским Дэном Брауном!
(На самом деле Брауна я не люблю. У него романы как здания, собранные из готовых стандартных конструкций, четко видно, где кончается один сюжетный штамп и начинается второй. Так что я не предлагаю Дэна Брауна в качестве идеала, отнюдь, просто надо как-то обозначить жанровое направление.)

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу