Михаил Визель

Вопль впередсмотрящего

Анатолий Гаврилов
Вопль впередсмотрящего

Другие книги автора

Анатолий Гаврилов "Вопль впередсмотрящего"

Моя рецензия для «Эксперта» гласила: Эта небольшая книжка составлена из заглавной повести, пятнадцати сверхкоротких рассказов, и одноактной пьесы под названием «Играем Гоголя», в действующих лицах которой – сам Гоголь, а также Поприщин, Чичиков и Хлестаков, причем сам автор признается, что прямо ориентировался на пьесу Дюрренмата «Играем Стриндберга». Такое жанровое разнообразие только ярче выделяет уникальность прозы Анатолия Гаврилова. Которую, упрощая, можно обозначить диалогом из самой повести:

– Холодно, пусто, страшно, – говорит она.
– Холодец, капуста, красное, – отзываюсь я.

В этом диалоге – все узнаваемые черты Гаврилова: предельный лаконизм, внешняя нелогичность, оказывающаяся при более пристальном рассмотрении весьма логичной, некоторая асоциальность, и, наконец, совмещение самого абстрактного с самым материальным, вещественным. О чем бы ни писал Анатолий Гаврилов – о родном Жданове-Мариуполе, о «цветах зла» и просто странных чудаках, выросших в шлакоблочных домах рабочих поселков, о собственной жизни в тихом Владимире, являющимися для писателя домом последние четверть века, получается у него это так, как ни у кого из современных русских писателей. Хочется сказать – «по-платоновски», но нет: Андрей Платонов пытался выразить события планетарного, космического масштаба, а Гаврилова интересует скорее микрокосм каждого отдельного человека, а не макрокосмос человечества.

Получилось так, что «Вопль впередсмотрящего» закрывает презентованную всего год назад серию новейшей русской прозы «Уроки русского». Почему издательство «КоЛибри» закрывает серию, лучше всяких слово объясняет тираж книги – 1500 экземпляров. В этом тоже присутствует своего рода символическая перекличка. Вопль впередсмотрящего часто остается неуслышанным. Хочется надеяться, что по крайней мере уроки будут усвоены.

К этому остается добавить, что серия, слава богу, перекочевала в НЛО (на презентации И.Д. Прохорова особо отметила, что она «категорически против некрофилических аллюзий: что это еще за закопали-откопали?!»). Но более широкой известности Анатолия Гаврилова это вряд ли поспособствует.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу