Наташа Романова

Дневник смертницы. Хадижа

Марина Ахмедова
Дневник смертницы. Хадижа

Другие книги автора

Марина Ахмедова "Дневник смертницы. Хадижа"

Разлетаемся мы лишь кусками живого мяса

Московская журналистка Марина Ахмедова (она спецкор еженедельника «Русский репортер») написала жгучую и пронзительную книгу о жизни девочки из бедного горного села в Дагестане. И это, несмотря на название книги, и прежде всего книга о детстве, что само по себе – редкое явление в русскоязычной литературе не только последних лет, а и последних десятилетий (не считая тех, что по мотивам комиксов и манга). А настоящие книги о детстве и отрочестве девочек тем более всегда были наперечет. Одна из них – «Детство Люверс» – написана мужчиной (Борисом Пастернаком).

Марина Ахмедова «…занимается репортажами, часто работает на Северном Кавказе … прототипом героини послужили реальные девушки, причастные к бандподполью на Северном Кавказе» – так сказано в аннотации. Но перед нами не документальная, а художественная книга, написанная в форме дневника – от первого лица. Действие происходит в маленьком селе – там, где люди до сих пор живут по законам гор – для читателя это другой мир, другая реальность, которая намного дальше для нашего сознания, чем обжитой мир фантазий всех современных авторов. О жизни там давно уже не доходят вести – там нет писателей, об этом не снимают кино. Со времен Советского Союза последний дагестанский поэт был Рамсул Гамзатов. И что он там писал – на аварском языке – никто не знает, его всю жизнь печатали в заказных переводах Наума Гребнева. Девочка живет в семье дедушки с бабушкой (деда с бабкой там не принято говорить). Смерть отца, а вскоре и совсем еще юной матери, злая крикливая бабушка, которая ее поколачивает; бедность, сиротство, одиночество. «Много раз хотелось умереть от обиды» еще в детстве; впечатлительность, слабое здоровье, напряженный и глубокий внутренний мир, который приходится скрывать, охранять от близких. Острое чувство «плохого», которое живет в тебе и невозможность себя выразить, странные сны – и одновременно не менее острое чувство жизни, яркое парадоксальное восприятие привычных вещей – этот ранящий болезненный экзистенциальный опыт детства крайне трудно выразить – для этого, помимо формальной задачи, необходимо сочетание как минимум двух позиций – внутренняя память о своем личном опыте (любом – каким бы он ни был), то есть сохранить способность воспринимать все не только, как взрослый, но и как ребенок, – и наличие таланта. Образ получился объемный и сложный. При всем при том, несмотря на мрачные события (смерть родителей, новорожденной сестры, дикие нравы, частые депрессивные состояния) в книге много здорового специфического юмора, а диалоги героев настолько живые, что, читая, все время слышишь богато интонированные голоса героев – полный «эффект аудиокниги».

Читателя, конечно, волнует вопрос: как же именно произошло чудовищное превращение девочки в «монстра» – в шахидку, в террористку? Что мы знаем о них, кроме того, что они несут смерть? Об этом превращении рассказывают 34 страницы последней главы. Всего же в книге 350 страниц. Здесь, в данном случае, путь таков. Частые мысли о смерти в детстве («Я представила, как я умерла и осталась возле этого камня» – девочка от обиды на старших бежит на кладбище). Сильное чувство: безответная первая любовь к генеральскому сыну (у него смешное для русского слуха имя – Махач). Дальше все складывается более чем благополучно: сироту берут под опеку обеспеченные родственники (дядя-«мент», крупный чин), увозят в город, «поступают» ее в университет (там процветает неприкрытая коррупция). Дальше – снова Махач, но теперь он отвечает ей взаимностью, она бежит из богатого дома заботливых родственников, будучи просватана за кого-то незнакомого; тайно от всех молодые люди сочетаются браком (в мечети, разумеется), снимают дом на окраине, они счастливы. Назад к родне хода нет после «такого позора» – там с этим строго. Махач же оказался не просто богатым сынком силовика – он член организации боевиков и организовал убийство своего папаши-генерала: ведь тот – вор и убийца многих людей, враг, одним словом. Сразу после этого обезумевшую от такого ужаса молодую жену («отца убил!») он силой отправляет к соратникам, потому что тут же начинается спецоперация, в ходе которой дом расстреливается из гранатометов, она по телевизору видит его труп. После этого – не без помощи «соратников» она быстро превращается в зомби. Ей, похоже, еще и что-то постоянно подмешивают в чай – она все время неудержимо хочет спать, ребенок, который в ней, кажется ей мертвым, а люди, окружающие ее – посланцами Аллаха. И вот она уже в Москве, в метро. В Коране написано: «Человек сделан из воды и глины, из сгустка крови и капли спермы. Но разлетаемся мы лишь кусками только что живого мяса».

Комментарии посетителей