Максим Лаврентьев

Женщины Лазаря

Марина Степнова
Женщины Лазаря

Другие книги автора

Марина Степнова "Женщины Лазаря"

О только что вышедшем (на тот момент) романе Марины Степновой я написал рецензию первым. А так как работал я в то достопамятное время совершенно случайно и совсем недолго как раз в издательстве АСТ, выпустившем книгу, то пришлось укрыться в «НГ-EL» за псевдонимом (это был для меня в своем роде исключительный случай). Два обстоятельства вынудили тогда высказаться.

Во-первых, произвел сильнейшее впечатление сам роман. Внешняя линия сюжета, а именно история советского «секретного физика», его любовных взаимоотношений с женщинами, интересовала меня лишь постольку, поскольку за житейской историей с начальных страниц постепенно стало проступать и разворачиваться в подтексте нечто иное – не совсем даже библейское, хотя отсылка к Новому Завету очевидна уже в заглавии, а то, что, пожалуй, не может быть вполне выражено вербально, ибо, как говорит Гессе устами одного из своих лучших героев, «слова вредят тайному смыслу». Однако не ради ли вот этого «тайного смысла» парадоксальным образом и существует всякое подлинное искусство, не посвящающее нас в него, а посвящающее нас ему, ближе всего к нему подводящее? По поводу так вот книг я часто вспоминаю Боратынского: «Но поражен бывает мельком свет ее лица необщим выраженьем».

Во-вторых, казалось, что на «Женщин…» наша зачастую просто импотентская критика особого внимания не обратит. Не то чтобы не заметят вовсе – могут и заметить, но промолчат, как бывало. Серость далеко не слепа, она прекрасно все видит, но вслух предпочитает бубнить только о себе подобном или о еще худшем, об отвратительном или непристойном. Боюсь, «замолчали» бы книжку, не случись чудо.

Произошло следующее. В рейтинге книжного магазина «Москва» роман внезапно поднялся сначала в первую сотню, потом в четвертый десяток, в третий, во второй… А затем на протяжении долгого времени красноватые томики «Женщин Лазаря» уверенно лидировали в продаже, легко обойдя привычный коммерческий масслит, сделались «книгой месяца». Разумеется, новинки АСТ, как продукция одного из крупнейших издательств, на полках выкладываются наиболее выгодно, чтобы покупатель обращал внимание в первую очередь на них. Но ведь сколько таких новинок осталось лежать невостребованными! Значит, дело было в другом. В чем же?

Приходя в книжный магазин, мы чаще всего ищем определенную книгу или книгу определенного автора. Издатели это второе обстоятельство особенно хорошо просекли и просто обожают устраивать нам хитроумные ловушки. Чтобы поймать наивного читателя, достаточно, к примеру, включить произведение какого-нибудь писателя, чье имя, мягко говоря, не на слуху, в книжную серию, слепленную под маркой, допустим, «Братья Стругацкие». При этом название серии нарочито выделяется на обложке, а фамилия автора всячески преуменьшается, визуально скрадывается, доводится иной раз до почти полной неразличимости.
В случае с «Женщинами…» такие и подобные предпосылки для ажиотажа отсутствовали полностью. Не проводилось и абсолютно никакой рекламной компании. Да и разве могла она быть у малоизвестной писательницы, чей предыдущий роман удостоился лишь пары бесцветных рецензий и одной – безуспешной – номинации. (Кстати, «Хирурга» номинировали как раз на «Нацбест».)

Но в книжных магазинах люди все же выбрали эту книгу. Выбрали самым простым, естественным и, на мой взгляд, единственно правильным образом: заглянули в нее. А тут уж текст на каждой случайно открытой странице мог отрекомендовать себя лучше любого критика. Четкие, резкие, доведенные до ослепительного стилистического блеска фразы; абзацы, каждый из которых – композиционно завершенный период; глубочайший, обеспеченный богатейшим словарем, кладезь метафор…

Постойте! Да ведь не таков ли должен быть, спрашиваю я вас, друзья, наш с вами национальный бестселлер?..

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу