Михаил Визель

Убыр

Наиль Измайлов
Убыр

Другие книги автора

Наиль Измайлов "Убыр"

Моя рецензия для «ТаймАута» гласила:

Линия русской мистики и хоррора, небезуспешно начатая «Азбукой» «Псоглавцами», продолжена книгой с еще более ярким названием – «Убыр». Так в татарской мифологии обозначается выходец с того света, который не пьет кровь (как русский упырь), а высасывает из человека… ну, скажем для простоты – душу. Но не из всякого человека: он «любит жрать женское, может жрать мужское, не любит жрать мертвое и не может жрать пацанское». Рассказчик, чье имя – Наиль – выставлено на обложку, как раз и есть пацан, то есть «с девчонкой еще не был», и поэтому он оказывается главным «убыробойцем», от которого зависит спасение и симпатичных папы с мамой, и маленькой сестренки Дильки, и вообще родной Казани. И 14-летний Наиль мужественно и неутомимо, как и положено герою боевика, идет к своей цели, преодолевая препятствия. Которые сгущаются к концу книги до такой степени, что читателю становится непросто за ними следить, хотя автор и перестает наконец злоупотреблять татарским словами и нарочито обедненной подростковой речью.

Главной темой «Псоглавцев», если отбросить мистический антураж, было противоречие между столицей и провинцией: для москвичей жители нижегородской деревни одинаковы чужды и опасны и с собачьими головами, и с человечьими. Тема «Убыра» - пограничное состояние подростка между уютным, но немудреным миром детства (олицетворяемым Дилькой) и враждебным, полным бездн и ловушек миром взрослых, которое возникает в тот момент, когда папа и мама из защитников вдруг превращаются в монстров. Тема эта вечна – так что, верно, своего читателя книга найдет.

К этому сейчас можно добавить, что, во-первых, в книге с некоторым нажимом педалируется тема «татарского самосознания», что, в общем, скорее хорошо чем плохо; я приветствую книги с ярко выраженным не-московским колоритом. а во-вторых – «Наиль Измайлов» оказался Шамилем Идиатуллиным – автором книги СССР™; «Азбука», по словам ее пиарщиков, решила «разнести два бренда» - для взрослых людей, ностальгирующих по СССР, и для подростков – любителей ужастиков. По-моему в данном случае, это некоторый перебор: один роман, даже удачный – это еще, извините, не бренд. А сделанный по торчащим стивен-кинговским лекалам подростковый ужастик – это, извините, не «НацБест».

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу