Виктор Папков

Жало

Сухбат Афлатуни
Жало

Другие книги автора

Сухбат Афлатуни "Жало"

Сухбат Афлатуни – узбекский поэт, прозаик и литературный критик (кстати, Сухбат Афлатуни – его псевдоним), обладатель «Русской премии». «Жало» - маленькая повесть, иные рассказы больше размером, опубликованная в журнале «Новый мир». Прочитать ее можно в
Журнальном зале:
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2011/1/af6.html

Две сюжетные линии. В обеих дело происходит в небольших узбекских городах недалеко от Ташкента. Одна – дневник юноши. Он нечаянно убил человека. Тот подошел, что-то не то сказал, парень ударил. А человек ударился головой и умер. Теперь парень должен работать на общественных работах (или как это называется?). Почему-то он должен сидеть у телефона в службе психологической помощи и отвечать потенциальным самоубийцам. (Никакого психологического образования у него нет, просто туда никто не идет работать за мизерные деньги.) Вторая линия – о русской старухе, у которой никого нет, кроме кошки и телевизора, и которую возможные смерть кошки и поломка телевизора страшат больше своей смерти. Ее и других ветеранов (хотя так и непонятно, насколько она ветеран) войны везут куда-то в Дом культуры на празднование Дня победы, и автор сто тысяч раз показывает, что все это мероприятие исключительно для галочки, и на самом деле все эти ветераны совсем никому не нужны.

По-моему, автор настолько перебарщивает с этой беспросветностью в праздновании Дня победы, что линия парня выглядит интереснее. Да, тоже бедность и нищета. Тоже беспросветность, разве что Казань маячит как сказочная возможность. Но то ли эта Казань все-таки что-то приносит, то ли молодость героя берет свое, но какая-то жизнь в сюжетной линии присутствует. А при чтении всего этого описания Дня Победы как будто какой-то голос за кадром постоянно повторяет «чтоб вы сдохли, чтоб вы сдохли, чтобвысдохли»… Но все-таки жизнь в конце побеждает, смерть - и та прячет свое жало. Старуха не повесится, а решит починить телевизор. И молодой человек оплатит свою вину смертью друга и спасением старухи.

Немного не про это произведение, все-таки здесь не совсем глобальный пессимизм, лучик света в конце есть. Но мне кажется, что начиная с какого-то уровня концентрации беспросветности в литературном произведении, внутри организма читателя что-то щелкает, и он от описываемых ужасов отключается. Такой несколько неожиданный эффект.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу