Максим Лаврентьев

S.N.U.F.F

Виктор Пелевин
S.N.U.F.F

Другие книги автора

Виктор Пелевин "S.N.U.F.F."

Несколько лет тому назад мне довелось писать рецензию на очередную пелевинскую книжку (тогда новинкой были «Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана», или в просторечье «П5»). Рецензия в пику «П5» называлась «Последнее предупреждение популярному писателю Пелевину». Суть «предупреждения», насколько помню, сводилась к тому, что если В.О. не прекратит халтурить и всех откровенно нае….ть (как он это позволил себе, например, с повестью «Зал поющих кариатид»), то его ожидает в дальнейшем вполне заслуженное отчуждение от, пожалуй, самой адекватной и внимательной к нему части читающей публики. Собственно говоря, на тот момент процесс этот шел полным ходом, и книги Олегыча опасно полегчали уже не в каком-то метафизическом и метафорическом, а даже в самом что ни на есть прямом смысле слова, ибо вагриусовская полиграфия была все же еще и приятно весомей эксмошной.

Думаю, многие из таких же, как я, «бывших пелевинцев» согласятся со мною в том, что начиная с «Generation «П» наша «октябрьская звезда» начала затухать (ее последний слабеющий взблеск – «Священная книга оборотня», но когда это было?). «УРАЛ» быстро обмелел и высох, превратившись в грязный ручеек с плывущими по нему обрывками желтых газет. Затворник и Шестипалый, недалеко отлетев от птицефабрики, сделались на привале добычей стаи бродячих собак. Омон Ра, едва выбравшись из тоннеля на станции «Библиотека имени Ленина», угодил под метропоезд. Принцу Госплана оторвало яйца в «разрезалке пополам». А теперь вот случилось и давно предвиденное: глиняный пулемет заклинило окончательно. Новый, вероятно, так и будет пулять говном…

Нет, я не поверил бы, если б непальское радио просто объявило мне об этом. Но уже «Ананасную воду» я только скептически перелистал в гостях у приятеля, а переданный из издательства «S.N.U.F.F.» бросил бы, не дочитав, когда б не до некоторой степени вынужденная обязанность осилить роман для «Нацбеста»…

Все это, так сказать, анамнез.

А теперь эпикриз. Согласно показанию моего эстетического высотомера (у всех он настроен по-разному, знаю), Пелевин пока что снизился со своей «Хеннелорой», мягко говоря, до уровня популярного в определенных кругах писателя-фантаста, а грубо – превратился в некое похабное русскоязычное подобие Гарри Гаррисона, уже наваявшего, кажется, целую гору похожей легковесной муры. Почитайте ради интереса «Билл, герой галактики» или начальную часть гаррисоновской эпопеи «Крыса из нержавеющей стали» – ничуть не хуже, чем «S.N.U.F.F.». Пожалуй, лучше. А в принципе то же самое, разве что без пупарасов и мата (кстати сказать, грандиозное количества обсценной лексики у нынешнего Пелевина – явный признак сочинительского тупика и отчаянья). Что дальше? Двинемся ли от дешевой социальной фантастики к космоопере?..

Но ведь для того, кто прежде порхал бабочкой вокруг Чжуан-цзы, а теперь соревнуется с Гаррисоном, все еще открыт, как мне кажется, другой путь. Если В.О. вспомнит собственные слова о писателе, который некоторое время может ничего не писать (не только вспомнит, но и последует сказанному), если он прекратит клепать и клепать все новые романы в расчете на книгоиздательскую и премиальную конъюнктуру, если он насовсем вернется к малой прозе, еще недавно ему удававшейся, то, может быть, тогда… со временем…

Едва ли.

Скорее всего, циничный и порнографический «S.N.U.F.F.» так и останется в наших глазах своеобразной пелевинской самоэпитафией творчеству – «записью убийства человека, сделанной с целью последующего распространения для развлекательных целей».

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу