Смотреть трансляцию

Виктор Папков

Копи Царя Соломона

Владимир Лорченков
Копи Царя Соломона

Другие книги автора

Владимир Лорченков "Копи Царя Соломона"

«Сценарий романа» - именно такое определение жанру дал автор – опубликован в седьмом номере журнала "Волга" за прошлый год. Прочитать его можно тут:
http://magazines.russ.ru/volga/2011/7/lo5.html

Автор живет в Молдавии, успел получить премию «Дебют» и «Русскую премию», но в Нацбесте и Большой книге пока до финалов не добирался. В этот раз произведение номинировал на нацбест Сергей Эрлих. Причем, если бы разыгрывались премии среди номинаторов, то я бы как раз за Эрлиха и проголосовал. У него замечательное представление книги, по энергии вполне соответствующее представляемому тексту. Не удержусь от цитаты:

«Копи» тем и хороши, что увидеть в них можно, что угодно: от приключенческого боевика до «роуд-муви», от исторического блокбастера до любовной истории, от «черной комедии» до утонченного постмодернистского изыска. Каждый найдет в книге что-то свое. На то она и — потенциальный бестселлер.

Произведение своеобразное. Это все-таки не сценарий. Да, тут автор постоянно объясняет нам картинку, отъезд, наезд, камера то опускается вниз и показывает действие глазами кошки, то взмывает вверх, окидывая сцену из-под купола сельской церкви. Но не менее важную роль играют и авторские ремарки, а также то, как автор описывает сцены. То есть перед нами именно роман, хотя и мимикрировавший под сценарий. Зато форма сценария позволяет, к примеру, затягивать сцены, задерживать на них внимание читателя. (Сцена в электричке, расстрел в церкви, сцена с финальной речью Натана. Еще интересный стилистический прием применяется, когда несколько реплик подряд принадлежат одному персонажу, с пометками «говорит он».)

Сюжет действительно как в приключенческом боевике. Царь Соломон – это имя и фамилия (точнее наоборот, Царь – фамилия, Соломон - имя) еврейского мальчика, который во время Великой Отечественной жил в пещере около рва, в котором фашисты расстреливали людей. Мальчик снимал с трупов золото и набрал таким образом много тонн. Уже в семидесятые (или восьмидесятые) несколько евреев (и вовсе не потомков того мальчика), узнав о кладе, пытаются им завладеть. Не получилось, они друг друга перебили. И вот уже в наши дни дочь одного из тех евреев из семидесятых пытается вновь отыскать многие тонны золота. (В роли дочери – Натали Портман). Помогает ей великий молдавский писатель Владимир Лоринков, будущий лауреат нобелевской премии (угадайте, кто прототип!). А за этой парочкой гонятся два агента Моссада, по пути убивая всех встретившихся. (Правда, детей они оставляют в живых. Но честное слово, еще пара таких романов Лорченкова - и Молдавия окончательно обезлюдеет.) В общем, все как в приключенческом боевике. Секс, кровища, ирония, цитаты – кино и не очень кино. И над всем этим - самое чистое, самое синее, самое красивое в мире небо, небо Молдавии.

Я уже прочитал много книг на этом нацбесте, но еще не встретилось ни одного текста, сравнимого с Копями по энергии. Кто-то из рецензентов романа уже успел назвать автора неистовым. Неистовый – это очень мягко сказано. Сейчас почему-то в ходу совершенно идиотское выражение «на разрыв аорты». Какая чепуха! Лорченков не будет рвать аорты (тем более себе) Он стальные канаты порвет и шпалы узлами завяжет. Это же только формально все в романе крутится вокруг золота, а на самом деле – это книга о любви и смерти, о двух самых сильных чувствах в мире. Особенно когда они неотделимы друг от друга. Причем любви во всех ее проявлениях. И любви матери к маленькому Соломону, и любви стариков Аурики и (хм, забыл как старика-то звали). И любви к Молдавии. И все умрут (включая Молдавию, я ж уже сказал, что еще пара таких романов…)

Нет, все-таки я не смогу написать отзыв так, чтобы передать вот это впечатление неистового текста. Просто не найду слов. Я понимаю, что текст далеко не всем понравится. Наткнется кто-нибудь на длящуюся несколько страниц сцену полового акта (со взводом солдат). Или на побоище в церкви, после которого агентам Моссада дадут уйти. Или просто стиль не понравится, в конце концов, и мат в сценарии романа имеется, хотя по мне так очень умеренно и на своем месте. Ну, или наличие Альтер эго автора в тексте будет мешать (мне не мешало, но я других романов Лорченкова не читал, да и если это не самоирония, то что тогда самоирония?). Но попробовать его почитать стоит. Потому что автор, сволочь, талантливый.

Наверное, все. Бессильно умолкаю. (Кстати, то, что я много замечаний пишу в скобках, так это я не «Копи Царя Соломона» пародирую, это у меня у самого такая дурная привычка. (Но после прочтения романа привычка прогрессировала, это да! (Только не думайте, что в романе тоже есть скобки в скобках, это как раз у меня привычка прогрессирует.)))

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу