Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2013

s

16 апреля будет объявлен Короткий список премии

читать рецензии

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Владислав Толстов

Культурный герой

Алексей Колобродов
Культурный герой

Другие книги автора

Алексей Колобродов "Культурный герой"

Сама по себе хорошая идея — собрать под одну обложку медийные проекции российского трижды президента В.В.Путина в литературе, музыке, кино и прочих искусствах. Задача требует серьезных усилий: начиная с песни 2000-го, кажется, года «Хочу такого, как Путин» российский президент постоянно присутствует в текстах, фильмах и песнях. Даже гастролирующие в провинции столичные стэнд-ап-комики пародируют Путина куда чаще его предшественников. Может, потому, что любая имитация речи действующего президента вызывает у публики неподдельный энтузиазм.

Нынешней эпохе глобальной виртуальности, когда обсуждаются не конкретные люди, а их медийные отражения, порожденные коллективным сознанием (или подсознанием) образы — с Путиным повезло. Несмотря на то, что он правит Россией уже второе десятилетие, о нем мало что известно достоверно, а это дает широкий простор для мечты и для мысли, позволяет наполнять форму «Владимир Путин» любым подходящим содержанием. Поэтому саратовский журналист Алексей Колобродов свое исследование «Путина как персонажа» начинает, разумеется, с книг Виктора Пелевина, где российский президент не упоминается по имени ни разу, но он там присутствует — и в самых необычных, как сейчас принято говорить, аватарах.

Про Путина написано множество книг. Но чаще всего это какие-то политологические аналитические измышления или биографиии записных лакировщиков, вроде известного трехтомника Олега Блоцкого (тоже, кажется, журналиста). Заслуживает уважения, сколько путинских «отражений» нашел Колобродов. Проявления своеобразного «культа Путина» он увидел не только в проекте «Гражданин Поэт» или забытой ныне книге «Байки кремлевского диггера», но даже в «Незнайке на Луне», стихах Пушкина и Вознесенского. Подчас эти аналогии выглядят довольно натянутыми, но автору не откажешь в наблюдательности, когда он, например, проецирует ситуацию путинско-медведевского «тандема» на взаимоотношения лунных коротышек.

Отдельное спасибо главе про Путина и российский рэп. Сам я почти ничего не знаю об этой субкультуре, а там, оказывается, про Путина говорят и поют довольно активно. «Владимир Путин не бьет баклуши, он чистит зубы и моет уши, не пьет, не курит, мужик нормальный, такой красивый и сексуальный». Оказывается, сексуальная привлекательность и спортивные достижения российского президента в песенной путиниане обыгрываются куда чаще его политических убеждений и поступков государственного мужа.

Что приятно, Колобродов тщательно избегает политических деклараций и не делает выводов, предполагая, что читатель сделает его сам. «Бренд «Путин» эволюционирует и теряет самостоятельность. Как справедливо фиксируют рэперы, он превращается в упаковку, кляр, тесто, в которое власть заворачивает текущую российскую жизнь для вящей съедобности. Упаковка не может быть полноценным героем сколько-нибудь длительное время». Этот пассаж — наверно, наиболее резкий во всей книге, поскольку задача — не поместить «бренд Путин» в определенную идеологическую нишу, а прилежно собрать как можно более полное представительную антологию путинских рефлексий. российских творцов (упоминаний о Путине как персонаже западной литературы я лично не нашел). Это хорошая работа с точки зрения журналиста, но я не соглашусь с Захаром Прилепиным (автором предисловия к книге), что Алексей Колобродов «написал о времени так, как никто до него не писал». Это хорошая книжица, не претендующая на то, чтобы стать каким-то исчерпывающим «документом эпохи». И потенциала стать национальным бестселлером в книге «Культурный герой» я тоже не вижу.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу