Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2013

s

Работает Большое жюри премии

читать рецензии

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Елена Георгиевская

Гаста-рэп

МС Сагиб
Гаста-рэп

Другие книги автора

МС Сагиб "Гаста-рэп"

У меня тяжёлая непереносимость рэпа – могу слушать самую разную музыку, от академической до низкочастотного эмбиента, но не это. В рэпе примитивно до тошноты всё, от музыки – обычно слизанной – до текстов. Известно, что ожидать от среднестатистического рэпера хорошего вкуса, приличных манер и литературного чутья несколько странно. МС Сагиб этот стереотип опровергает, хотя, к сожалению, не на все сто.

Повесть композиционно стилизована под рэп-альбом, и её содержание, расположенное в самом начале, оформлено следующим образом:

«Систематизация Пустоты (Интро) – 01
Времена Героев – 02
Побег – 03
Фиты От Упыря Лихого (Скит 1-1) – 04
Кроссовки – 05
Великий и Всемогущий – 06
Очень, Очень Большой Диск (Скит 1-2) – 07
Большой Диск – 08
Тозакунанда (Скит 2-1) – 09
Техника Читки – 10», - далее в том же духе.

Item, если бы уважаемый мною номинатор Упырь Лихой не попросил меня снова открыть эту повесть, которая, кстати, уже больше двух лет висит на контркультурном сайте neo-lit.ru, я бы тоже вряд ли дочитала. Автор местами подражает Упырю Лихому, а эпигонство мне импонирует ещё меньше, чем рэп, поэтому я, конечно же, не буду голосовать за этот текст, но вкратце постараюсь рассказать, что в нём хорошо и плохо.

Так называемое «интро» (рэперский термин) представляет собой пародию на вступления скальдов к пафосным сагам. Повествователь считает себя неимоверно крутым и хамит, как старшеклассник: ему обязательно нужно обозвать какую-то сферическую продавщицу в вакууме «плоскогрудой сучкой»; что она ему плохого сделала – да ничего, просто повествователь (или автор) не с той ноги встал и не знает, на ком сорвать злость. Можно на гипотетической продавщице и эксплицитном читателе – «лохе», который «продолбал девяностые», а теперь настоящий герой его времени – гастарбайтер. Всё это в глумливом тоне, какой позволяют себе нацисты по отношению к либералам и анархистам, якобы виноватым в восточной экспансии. После этого ждёшь набивших оскомину фашистских тривиальностей вроде: «давайте срочно рожать, а то нас выживут чурки», «Россию продали иуды» и т.д.

К счастью, чувство юмора не позволяет автору опуститься до православной агитки. Вместо мытарств русской души нас ждёт описание сложной жизни таджикского подростка Алишера, вечно грязного и голодного, который живёт возле автостоянки, ловит сбежавшего барана и мечтает о новых кроссовках. А также – сложной работы лейтенанта, которого почему-то зовут Мойше Цвейман. После этого ждёшь сатиры в духе газеты «Московский литератор» или юмористического раздела «Русского колокола». Слава аллаху, этого почти нет. Постепенно повесть превращается в мрачную антиутопию о борьбе американцев, русских и азиатов. Присутствуют кровавые побоища, трупы в формалине и прочая жесть. Есть довольно забавные фрагменты:

«- …надо писать по-русски научиться и читать, а то белые женщины не любят, когда в ЗАГСе крестики ставят вместо подписи.
- За-Гы-Се, - Алишер по буквам произнёс незнакомое слово.
- Это такое место, где русские женщины выходят замуж за гастарбайтеров, а потом разрешают трогать себя за большую грудь».

Повествователь беспощаден к своим конкурентам, простым таджикским и узбекским рэперам, и сурово пародирует их:

«Хафиз маё имя, я – рэппер из Душанбэ, карасивый горад, каторый был бы исчо лучше, есле бы в нём не быль эта гряз-гряз-гряз-грязная педорас! Наглая педорас не скрываит эта – матери занаят, что адна сын ебёт жопа другая сын. Матери лить слёза, отэц - пазор. Убей педарас, грязная педарас - пазор семьи! Так гаварил мне мой дед - отэц дэсять дэтэй и сорак внукав. Эта грязная педорас исчо читает свая педорасовая рэп. Я гаварю – эй ты – Ахметкул, эй, ты – Джамбек! Хватет валят дурак – читат своя грязная рэп. Иди еби жопа друг друга, а патом мы убьём вас – грязная педорас! Я – Хафиз-сказат всё!

Грязная педорас далжна умерет!
Грязная педорас далжна умерет!
…Скажи – смерт!
Грязная педорас далжна умерет!
Это гаварю тибе я – Хафиз!
Это гаварит тибе он – Джамал!
Это гаварит тибе Рушан!
Эта гаварим мы – маладой голас Душанбэ!»

Подводя итоги, отмечу, что это сыроватая, неровная и немного наивная, но в целом – живая и актуальная молодёжная повесть, и её после ряда правок вполне можно опубликовать в издательстве, сотрудники которого не боятся экспрессивной лексики. Кроме того, Упырь Лихой сообщает, что работа над текстом сделала из ярого националиста – умеренного, с базовым знанием таджикского языка, а это уже немалый плюс.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу