Ксения Рождественская

Икарова железа

Анна Старобинец
Икарова железа

Другие книги автора

Анна Старобинец "Икарова железа"

Прозу Анны Старобинец принято называть хоррором, а ее саму – русским Стивеном Кингом. Забудьте. Ее тексты, построенные на отвратительном или просто неприятном допущении, это, скорее, какой-нибудь социопанк, биопанк, какие там еще бывают панки. Сборник рассказов «Икарова железа» - это скорее Бирс, чем Стивен Кинг, и скорее «Голый завтрак», чем «Живые мертвецы».

В недалеком будущем (или чуть исправленном настоящем) люди начинают корректировать собственную природу: то вырезают мужчинам икарову железу, ответственную за измены, агрессию и вообще витальность, то заводят детям электронную няню, которая полностью подчиняет себе мысли ребенка. То ставят генетический опыт, превращая человека в насекомое. То мечтают вдвоем вселиться в одно тело, потому что с телами в будущем (или чуть исправленном настоящем) напряженка.

Читателя подташнивает, но он не боится. Главный трюк этой прозы - не провокация, не столкновение реального и ирреального, не превращение невозможного в обыденное. Главный трюк новой книги Старобинец – во внезапном смещении точки зрения, в передаче контроля. Рассказчик был уверен, что он контролирует ситуацию, а вдруг оказалось, что это ситуация его контролировала. Читатель думал, что он все понимает, а вдруг оказалось, что рассказчик недоговаривал, врал или не знал, чего хотел на самом деле.

У книги очень точный подзаголовок: «книга метаморфоз». Тут не только современные Грегоры З. превращаются во что попало, не только телепродюсеры оказываются шипастыми шарами, а ангелы – кровожадными насекомыми. Тут постоянно изменяется, трансформируется истина. Вы думали, что путешествие во времени (физическое путешествие, перемещение в пространстве, пока не доберешься до нужного тебе времени) прерывается на Границе, где пограничники ссаживают неблагонадежного пассажира посреди поля? Нет, на самом деле пассажир просто умирает. И еще раз нет: на самом деле он оказывается посреди поля («Граница»). Вы думали, электронная няня – это зло, потому что она подчинила себе ребенка? Нет, на самом деле добро, если мать тоже участвует в этой игре («Споки»). Вы думали, все хотят попасть в Сити? Но на самом деле там останется лишь тот, кто ненавидит это место («Сити»).

Нет никакого «самого дела», вот что открывается в каждом тексте.

Когда-то Анну Старобинец интересовали сказочные сюжеты, встроенные в современный городской быт. Потом пришло время антиутопии. Отголоски романа «Живущий» есть и в «Икаровой железе» - все эти «социо», все эти игры с человеческой природой и пере(на)селением душ, но главное – угрюмое спокойствие, которого, кажется, не было в ранних жестоких сказках.

В общем, не хоррор, но мрачняк. Отличная жанровая проза в мире, который напоминает антиутопию гораздо больше, чем научную фантастику.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу