Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2014

s

16 апреля будет объявлен Короткий список премии

читать рецензии

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Магдалена Курапина

Сжигатель трупов

Кирилл Рябов
Сжигатель трупов

Другие книги автора

Кирилл Рябов "Сжигатель трупов"

В 7-ом классе на уроке литературы мы писали сочинение «О блокаде Ленинграда». Неплохо так, да? А чего мелочиться. Вот сидишь ты за партой, тебе 12, и будь добр – порассуждай на заданную тему, зафиксируй свои мысли на бумаге.

Помню, как была обескуражена. С любопытством прочла бы сейчас сочинения одноклассников. Моей же собственной фантазии хватило исключительно на то, чтобы написать сочинение от лица собаки. Мол, я – избалованная собака, сперва всё хорошо, а потом – блокада. В конце меня, конечно же, съедают.

К чему я это?

Книга Кирилла Рябова «Сжигатель трупов» представляет собой сборник рассказов, место действия доброй половины которых – блокадный Ленинград. И главная героиня одного из этих рассказов – опять собака…

Впрочем, в 7-ом классе, не смотря на присутствие за соседней партой жениха Лёши, я таки была ребенком, захваченным тем обстоятельством, что сочинение писать надо.

Сейчас же, когда у Лёши уже есть свой ребёнок, не смею даже вообразить себе, с какой стороны пишущему молодому человеку (а Кириллу Рябову что-то около тридцати лет) возможно подступиться к теме блокадного Ленинграда. Ещё могу предположить – ЗАЧЕМ, но – КАК?..

Попытаюсь понять, что меня смущает.

С одной стороны, под влиянием уроков истории, школьных утренников с участием ветеранов, ежегодных салютов и стихотворений блокадного Ленинграда, представляешь образы людей того времени сразу в виде (позвольте так выразиться) памятников, отлитых из золота. То есть видишь людей теми, о ком говорить можно только шёпотом, стыдясь своих ноутбука, горячей воды, пакетированного чая и общего несовершенства.

С другой стороны, порой ощущаешь, что «никто не забыт, ничто не забыто» столь крепко заложено в сознании, что становится уже как бы само собой разумеющимся. То есть: мы повторяем, повторяем и повторяем строчку из стихотворения Ольги Берггольц, но часто чувствуется, что за этим повторением сами уже не совсем чётко осознаём – о чём речь. Как на самом деле подойти к этому «не забыт, не забыто»?..

И вдруг – Кирилл Рябов. Со своими не забронзовелыми, но абсолютно живыми персонажами. Герои его рассказов – пока ещё не Герои, но люди. Которые вынуждены существовать в тех воистину жутких условиях, в которые автор их поместил. При этом каждый из них делает свой выбор (а счёт идёт на секунды!), совершает поступки (и далеко не всегда героические) и РАЗ-ГО-ВА-РИ-ВА-ЕТ.

В основе рассказов Кирилла Рябова – смело и грамотно простроенные диалоги и - действие.

Нет нарочитой философии, открытой авторской оценочности происходящего, излишних сантиментов, какого-либо назидания. Рябов в должной степени хладнокровно, ни к чему не призывая, не задевая ничьих чувств, рассказывает страшные истории Истории. Он умудряется не ударяться ни в фальшивую лирику, ни в «чернушную» пошлость.

И это - как глоток свежего воздуха, помогающий по-настоящему обратить своё внимание к затронутой теме.

Мне приходилось слышать, что Кирилла Рябова называют писателем, работающим в жанре «трэша». Но я, признаться, так и не увидела никакого «трэша» в привычном понимании законов этого жанра. От «трэша» требуются: нагнетание конфликта, «кровища», искусственно созданный эпатаж. Такого нету, спасибо автору за это.

Ну, а если то, что я прочитала – всё-таки «трэш», тогда это тот «трэш», который мне близок. Потому как считаю, что именно в этом жанре, сколь бы абсурдными эти слова не прозвучали, важны чуткий подход и адекватность. Согласитесь, иметь дело с человеком, на своём опыте исследующим «неадекват» и иметь общение с клиническим психопатом – две большие разницы.

Что касается остальных рассказов сборника, не имеющих отношения к теме блокадного Ленинграда, то я бы посоветовала их в первую очередь студентам театральных ВУЗов. Дело в том, что во втором полугодии первого курса, исходя из учебного плана, осуществляются постановки этюдов «по рассказам современных авторов». К сожалению, перечень авторов, предлагаемых педагогами, тотально устарел. Они называют современным даже то, что было написано чуть ли не в первой половине предыдущего века!..

Студенты актёры-режиссёры, будьте смелее, берите за основу свежий материал (например, рассказы Кирилла Рябова) и не нервничайте. Я, обучаясь режиссуре, так делала, и у меня теперь – свой театральный коллектив. А уж где 90% моих бывших однокурсников – никто понятия не имеет.

Свои студенческие этюды я помню во всех подробностях, а вот школьное сочинение про собаку, увы, уже не перечитаю никогда.

Так что благодарю Кирилла Рябова. Погружаясь в его книгу, вспоминаешь: такое животное как человек по-настоящему проявляет себя не в ресторане за бокалом вина и не в умилительном «смайлике» в Интернете, но оказавшись лицом к лицу с настигнувшей бедой.

А это напоминание – дорогого стоит.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу