Павел Крусанов

Взрослые сказки

Светлана Федорова
Взрослые сказки

Другие книги автора

Светлана Федорова "Взрослые сказки"

Честно говоря, я не совсем понимаю, что рецензирую. На вид – книга, на обложке – имя автора. Однако аннотация гласит, что передо мной «исповеди реальных людей, переживших нестандартные жизненные ситуации», что это какой-то проект, который на протяжении года «объединял жителей большой страны, готовых поделиться сокровенным», и цель этого проекта – «помочь людям высказаться». А Светлана Федорова тут при чем? Обработка фольклора? Нет ответа.

Исповеди прочитал. Есть несколько – кусками – удачных интонаций, по большей части в начале сборника: «Белье», «Девочка». А в остальном – случайные тексты, которые не являются не только литературой, но даже беллетристикой. Самого материала литературы – языка, который можно было бы определить как о стиль – здесь попросту нет. Настроения тоже – его без языка и не передать. Да и вообще – диалоги избыточны и пусты, авторские рассуждения не то чтобы банальны, но глубиной мысли и парадоксальностью ракурса не грешат, сюжеты историй порой с претензией, но не более. Искусство – это удивление и восторг, трепет и замирание сердца. Надо ли говорить, что от «Взрослых сказок» подобных переживаний ждать не приходится? Если перед нами литературная обработка коллективного «сокровенного», то в чем эта обработка состоит, когда то и дело на странице встречаешь такие жемчужины: «бабуля вдруг заголосила тонким голосом» или «ледяной комок внутри размножал под рукавами гусиную кожу»? Или вот пассаж: «Ночью, в процессе на удивление экологически чистого беспамятства, приснился странный сон». Знаете, одно из двух – или беспамятство, или сон, далее в подробностях рассказываемый.

Словом, по поводу прочитанного сказать нечего, кроме одного. Секретарю премии (или кто там поставлен смотрящим) следует брать на заметку номинаторов, которые относятся к своему выбору малодушно (не могут отказать знакомому/знакомой) либо такие березовые дуболомы и есть на самом деле, что не в состоянии отличить собственно литературу от экзерсисов людей с избытком творческого (как бы) темперамента, бушующего на пустом месте. Брать на заметку и впредь не привлекать к участию. Поскольку это, как уже сказано, или люди без стыда (их принципы имеют цену), или без вкуса. Или то и другое в одном бутерброде. Эти слизни (номинация пустышки, подобной рецензируемой книге, увы, не единичный случай) своим холодным касанием дискредитируют любое дело, обращая его в фарс и торжище амбиций.

Впрочем, есть второй путь борьбы с этой разъедающей гнилью – заинтересовать номинаторов материально. То есть в случае попадания произведения в шорт-лист, номинатору тоже должен полагаться поощрительный приз, свидетельствующий о признании его интуиции и вкуса. Тогда он, возможно, перестанет двигать френда по фейсбуку, а начнет болеть за то, от чего действительно ликует его сердце. Кажется, на заре «Нацбеста» так дело и обстояло. Если уж принципы у человека имеют цену, то давайте посмотрим, за сколько он согласиться поступить по совести.

С авторами такой номер не пройдет – дай Светлане Федоровой орден за заслуги перед отечеством, она лучше писать не станет.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу