Игорь Караулов

Постыдное удовольствие

Александр Павлов
Постыдное удовольствие

Другие книги автора

Александр Павлов "Постыдное удовольствие"

Это серьезная философская книга, насыщенная цитатами и ссылками, мыслями и фактами, сложная для прочтения. А предмет у нее – несерьезный, легкомысленный, многими презираемый, но окружающий нас повсюду и составляющий часть того воздуха, которым мы волей-неволей дышим.

Это философия кино. Причем речь идет не о высших достижениях из «сокровищницы мирового кинематографа» - о них автор упоминает нечасто, - а о кино массовом, развлекательном, скандальном, иногда просто плохом, а иногда настолько плохом, что в этом есть даже что-то гениальное. Чернуха, пошлость, китч, порнография, трэш и угар – к вашим услугам.

Поп-идол современной философии Славой Жижек – одна из путеводных звезд автора. Именно Жижек приучил философов размышлять о массовой культуре, осмыслять ее, высказываться о себе и о мире через ее образы. Так что Александр Павлов - в тренде. Причем и в мировом тренде, и в отечественном – вспомним, какой скандал разразился несколько лет назад, когда государство обнаружило, что финансирует исследования по теме «Философия зайца».

Отличие мирового контекста от российского в том, что на западном рынке книга, предлагающая философское осмысление столь насущных, общеинтересных вещей, могла бы претендовать на звание полноценного бестселлера: бестселлер о блокбастерах – почему бы нет?

Наша широкая публика пока не приучена к такого рода литературе; с другой же стороны, и философы не привыкли принимать такую публику в расчет.

Название книги исчерпывающе определяет ее аудиторию. Это прежде всего интеллектуалы, коллеги и смежники автора – философы, культурологи, кинокритики. Люди, которые осознают свою страсть к низким киножанрам как «постыдную» и пытаются извлечь из нее максимум умственной пользы.

В подобной рефлексии есть, конечно, и элемент интеллектуального протеста против высоколобых иерархий. Но есть и позиция трезвого аналитика, понимающего ценность явлений массовой культуры для понимания того, как устроены и в какую сторону развиваются общество и цивилизация.

А вот кто остается за бортом читательского корабля – так это зрители, получающие от просмотра массового кино не постыдное, а простодушное, неотрефлексированное удовольствие. И именно для этой аудитории книга, умело и интересно препарирующая банальную на первый взгляд киножвачку, могла бы стать настоящим открытием Америки и в переносном, и в прямом смысле.

Но между рядовым читателем и «Постыдным удовольствием» стоит академическая основательность автора. Для читателя же искушенного эта книга может послужить полезнейшей энциклопедией в своем роде.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу