Смотреть трансляцию

Владислав Толстов

Дельхор

Амирам Григоров
Дельхор

Другие книги автора

Амирам Григоров "Дельхор"

Впору поговорить о феномене эмигрантской литературы. Потому что мы забываем, что последние двадцать лет Россия - страна эмигрантов. Раньше они ехали из бывших республик Советского Союза, в последний год особенно много приезжает из Украины, понятно, почему. Если есть эмигранты, то естественным образом рано или поздно возникает эмигрантская литература. Человек покинул родные края, проходит много лет, ему по-прежнему неуютно и холодно, новая родина его не принимает, придумывает ему разные обидные прозвища и отправляет мести улицы и торговать шаурмой. Человек вспоминает родные края, места, где он был счастлив, где прошли, как выясняется, лучшие годы его жизни. Чем хуже и горше приходится ему на новой родине, тем сладостнее воспоминания о той, покинутой. Я сам когда-то уехал из города, в котором родился и вырос, и в котором собирался жить до конца дней своих, поэтому настроения эти понять могу.

Амирам Григоров вырос и жил в Баку. Он написал роман «Дельхор», дав ему подзаголовок «роман в сновидениях». Это очень важный для понимания его прозы прием. Сновидение – это такая эмиграция наоборот. Оно позволяет вернуться в нужное время, в заданную точку пространства. Позволяет увидеть людей, которых уже давно нет (они уехали или умерли), пережить еще раз события, которые сохранились только в памяти автора. Позволяет возродить язык, интонации, запахи, звуки, словечки, шум моря, музыку. Позволяет вернуться в детство, в мир, которого больше нет и не будет никогда. Как, помните, в фантастическом фильме «Начало» Кристофера Нолана специальные люди конструировали во сне целые миры – здесь тот же прием, и читать «роман в сновидениях» иногда физически больно. Такой щемящей, кровоточащей, кричащей тоской проникнуты эти сновидения.

Я бы советовал прочесть эту книгу всем нашим записным патриотам, уверенным в том, что в России допускается жить только этническим русским, а остальным, понаехавшим, отказывают в праве на нормальную жизнь, социальные права, пристойное будущее. Не от хорошей жизни в свое время эти люди поехали в Россию. Не так уж славно и весело им здесь живется. И главное – у каждого из них осталась своя родина, свое детство, свои воспоминания и сновидения, которыми они с нами, коренными обитателями нашей страны, не спешат делиться. Роман «Дельхор» способен если не изменить отношение к «понаехавшим», то как минимум увидеть в них таких же людей – страдающих, живых, искренних, хранящих воспоминания о мире и времени, который они потеряли. Мы не были в их шкуре. Мы не пережили их опыта. И не дай нам Бог, как говорится. Так имейте уважение к тем, кто способен этот опыт – изгнания, отъезда, потери родины – сохранить и сформулировать, как это сделал Амирам Григоров.

Я не буду говорить о поэтичности романа «Дельхор» - об этом и так много сказано. Амирам Григоров прежде всего поэт, а когда поэт начинает писать прозу, да еще о вещах, которые для него не просто важны, - которые продолжают болеть и волновать, и снятся ему спустя четверть века, - это само по себе интересно. При этом, как мне кажется, Григоров не ставит какой-то творческой сверхзадачи, он не пытается создать «мифологию Баку», как, например, Алексей Иванов уже много лет создает свою «мифологию Урала». Он просто (на самом деле непросто, почитайте, там очень тонко и умно сплетенный текст) рассказывает о своем детстве, своих друзьях и родственниках, своем Баку – рассказывает именно потому, что до него никто из миллионов эмигрантов, приехавших с ним в нашу страну, не сделал этого. Вспоминает любимые места, где встречался, отдыхал, гулял, вспоминает парки, забегаловки и кинотеатры, вспоминает городские легенды, мифы, перечисляет имена городских сумасшедших, магнатов, бандитов – словом, извлекает на свет самые драгоценные сокровища памяти, хранившиеся в заветном углу, в глубоком сундуке.

Это знак доверия, дар изгнанника новой родине – человек не делится просто так такими сокровищами. Это опыт практически джойсовский, только Джойс пытался в «Улиссе» сохранить образ Дублина, который, он боялся, будет разрушен мировой войной, а Григоров в «Дельхоре» дарит образ Баку, который разрушен и войной, и историей, и останется только в его воспоминаниях. Потрясающая книга.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу