Анна Матвеева

Безбожный переулок

Марина Степнова
Безбожный переулок

Другие книги автора

Марина Степнова "Безбожный переулок"

Книги Марины Степновой нравятся не только читателям, но и подавляющему большинству критиков, что бывает крайне редко. Обычно всё же или-или, а тут – единодушное признание, настоящий большой успех, как у неизвестного читателя, так и у знаменитого.

Предыдущий роман Степновой «Женщины Лазаря» (2011) побил рекорды продаж, пронесся как метеор по шорт-листам главных литературных премий (включая «Нацбест»), выиграл "Большую книгу" и пулей умчался за границу, к иностранным читателям. Марина Степнова, честь ей и хвала, не стала почивать на лаврах – и выпустила в свет новое сочинение. Роман «Безбожный переулок". На пиратских сайтах его, наверняка, относят к разряду «книг о врачах», поскольку главный герой романа – талантливый доктор Иван Огарёв. Степнова начала осваивать врачебную тему ещё в своём первом романе «Хирург», а в новом сочинении читателя ждёт краткий курс основ медицинских знаний. Степнова всегда изучает предмет речи досконально, и если уж берётся рассуждать, к примеру, о балете («Женщины Лазаря»), то делает это так, что даже мамы балерин впоследствии признают – всё здесь правда, и ничего, кроме правды! Ну а если роман о враче – то в нём будет про пальпацию, высокое чудо рождения гноя и так далее. Всё верно, только так и можно. И нужно!

Хорошая новость для поклонников "Женщин Лазаря" – новый роман Степновой, по сути, представляет собой продолжение старого. Не в том смысле, что мы узнаем из "Переулка" дальнейшую судьбу героев "Женщин", а в том, что автора волнуют прежние проблемы, да и новые герои наделены всё тем же глубоким чувством собственной правоты, которое характерно для персонажей Степновой. И авторская интонация не изменилась – попытки найти другую манеру налицо, но нет, это прежняя Степнова: пышное словесное барокко, грубые уличные словечки, диалектизмы, россыпи скрытых цитат (в данном случае оправданных, потому что главный герой романа – страстный читатель), вагончики прилагательных за определяемым словом… Да, фразы стали короче, метафоры используются экономнее (а метафоры у Степновой всегда очень оригинальные, точные), но от себя не убежишь – да и надо ли? Все мы пишем из года в год одну и ту же книгу… Тем более, что стиль Марины Степновой – полноправный герой её текстов, и этот герой лично мне кажется намного более интересным, чем прочие персонажи. Мне, в принципе, нравится почти всё, что пишет Степнова – и не важно, о чём она пишет, лишь бы писала опять-таки в принципе. Помню, как одна моя знакомая делилась впечатлениями от первых страниц «Женщин Лазаря» – я, говорит, никак не могла насытиться этим дивным языком, всё отлистывала назад и перечитывала! Очень похожее ощущение было и у меня – я читала книгу Степновой и видела перед собой живые картинки, как будто это не книга, а кино в формате 5D. Тот же самый эффект ждёт читателя «Безбожного переулка» – мы погружаемся в повествование, как в реальность, кроме того, к процессу подключается ещё и наша собственная память. Торопливо отзывается – да, всё так и было! И у меня были эти кубики! И мясорубка! И любовь!

Как Степнова это делает? В чём секрет умения «нравиться всем»?

Метафор нагнать – невеликий труд, да и писать красиво – не вопрос. Нет, здесь что-то другое, то «главное», чего так часто не хватает в самых стилистически изощрённых опытах. Когда читаешь, зеваешь, не видишь не то, что 5D – а вообще никакой картинки. Как в «Переулке», так и в других текстах Степновой читатель становится не зрителем, а соучастником происходящего. Дрожит от ненависти к отцу-негодяю, сочувствует погибшему мальчишке, и другому мальчишке – его невольному убийце, всего-то выполнившему приказ… Ещё и поэтому герои Степновой получаются такими живыми – пусть и не всегда психологически достоверными (ну не верю я в существование мужчин, которые так сладострастно расписывают рецепты варенья!).

Всё равно – живые. Настоящие. Одной крови и плоти с автором.

Может ли «Безбожный переулок» стать национальным бестселлером?

Легко. Но автор не проснётся знаменитым – он и так уже знаменит.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу