Николай Никифоров

Кинотеатр военных действий

Михаил Трофименков
Кинотеатр военных действий

Другие книги автора

Михаил Трофименков "Кинотеатр военных действий"

Михаил Трофименков в начале своей вышедшей в конце 13-го года книги говорит, что она ему видится актуальной своей неактуальностью, взглядом на большой мир, непривычным для замкнувшейся в себе современной России. Прошло немного времени, и "Кинотеатр военных действий" сделался актуальным вполне буквально; собственно, само название книги вполне подходит для описания реальности, в которой мы все сегодня живем. На первых же страницах Трофименков говорит, что хотел написать о выборе, который делает интеллектуал — к чему-де у русской интеллигенции склонности нет. Сам Трофименков в новой, требующей выбора реальности ограничился, кажется, тем, что поддержал стрелявшего из пулемета актера Пореченкова, добавив, что тот отдувается за покойных Балабанова, Бодрова и Хемингуэя — которые, если бы были живы, стреляли бы там же и в ту же сторону. Впрочем, это высказывание и теперь, когда река фейсбука столь скоро уносит слова и дела людей, можно, наверное, считать выбором и поступком.

Большая половина книги посвящена алжирской войне за независимость и различным ее отражениям во французской жизни. Это, с одной стороны, соответствует французским интересам автора, с другой — вполне оправдано: война в Алжире хотя сама по себе и не имела, возможно, огромного исторического значения, была учебником, по которому учились участники множества за ней последовавших схожих войн. Все эти отдельные войны по Трофименкову суть частные случаи Большой войны, идущей между странами третьего мира и Западом, начавшейся в 19-ом веке и не собирающейся заканчиваться.

Симпатии автора очевидно находятся на стороне интернациональной герильи, что ему ничуть не мешает в подробностях описывать изуверство, с которым эта герилья расправляется с врагами и, в особенности, внутренними оппонентами. По большому счету, война Трофименкова притягивает не тем, что на ней добывается всеобщее или частное счастье, а сама по себе, нехитрой своей инфантильной эстетикой: дело молодых, лекарство против морщин.

Романтический цинизм, с которым автор глумится над "наивным гуманизмом", "верой, что пропаганду можно победить правдой, а не более сильной пропагандой" и т.д. приводит, конечно, в некоторую оторопь, но это, в конце концов, вопрос личных убеждений. Вопрос о связи между различной революционно-освободительной борьбой и движущимися картинками хотя содержательно и уходит иногда на второй план, формально напоминает о себе на каждой почти странице: в тексте все время появляются "флэшбэки", "флэшфорварды", "крупные планы". Так устроено революционное сознание по Трофименкову: бессвязное, энергичное, разрывающееся по причинам то ли психоделическим, то ли посттравматическим.

На книгу, конечно, можно смотреть с ужасом и осуждением, но это не отменяет того, что в ней автор замечательно рассказал (и в каком-то смысле "показал") не только о мире видимо устаревшем, но и о мире, готовым опять сделаться новым и по-своему дивным.

В конце книги Трофименков жалеет о том, что в третьем мире сейчас с Западом в основном воюет ислам: и потому, что от этого плохо жителям третьего мира, и потому, что "визуальное оружие, кажется, по определению не входит в исламский арсенал". Это утверждение, в 13-м году, наверное, имевшее смысл, сегодня кажется совершенным абсурдом. "Кинотеатр военных действий" закрываться не собирается, режим его работы наверняка предсказать невозможно. Книга Трофименкова смотрит на этот кинотеатр не самым трезвым, но уместно взволнованным взглядом.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу