Смотреть трансляцию

Артем Фаустов

В Петербурге летом жить можно…

Николай Крыщук
В Петербурге летом жить можно…

Другие книги автора

Николай Крыщук "В Петербурге летом жить можно"

Читать текст Николая Крыщука – все равно что перетаскивать из одной кучи в другую мешки, набитые мокрым песком пополам с булыжниками: такой же неудобный, медленный и бесполезный труд. Камни внутри – это тяжеловесные словесные конструкции, волочащиеся позади читающего, как якорь мешая двигаться быстрее. А песок – это смысл, которого явно не хватает в пересчете на количество текста и который все время высыпается сквозь прорехи. Совершенно очевидно, что автору не очень-то есть что сказать, но молчать он попросту не может и поэтому громоздит из того, что попадает в поле зрения. Действительно, как будто вот встал с утра писатель, подошел к окну и давай не очень твердой спросонья рукой стучать по клавишам о том, что непосредственно в данный момент он наблюдает во дворе (вот кошка пробежала, вот дождик закапал), периодически задрёмывая посреди предложения.

Читать книгу можно только при одном условии: находиться в состоянии, когда биоритмы приближены к темпу этого текста. Например, пережидать дождливый день на дачной веранде, убивая скуку неторопливым поглощением чего угодно, найденного в старом комоде. Скорее всего, там окажется какой-нибудь столь же идеально подходящий случаю Мельников-Печерский или другая литература, увезенная из города, потому что просто выкинуть было почему-то жалко.

И да, Николай Крыщук страшно косноязычен, вплоть до казусов, аж слезы порой наворачиваются. Я сделаю вполне лестное сравнение, если скажу, что Крыщук примерно так же тяжеловесен и неповоротлив, как нобелевский лауреат Гюнтер Грасс.

Из тусклого зеркала у входа на меня посмотрел бомж с короткой щетиной. Ее можно было принять за стиль, если бы не серое, набрякшее в лесных канавах лицо, которое хотелось прикрыть салфеткой. Собственная физиономия никогда не была мне верным другом.

Пожалуй, единственное неоспоримое достоинство текстов из книги «В Петербурге летом жить можно» – то, что они абсолютно честны и явно созданы ради чистого искусства, а не с целью прослыть большим талантом, выпустить бестселлер, заработать миллион, выгодно продать права на экранизацию, подписаться на паблик собственного фанклуба, прожигать жизнь в светских тусовках, окружить себя моделями, выстраивающимися в очередь на минет к увенчанному лаврами и воспетому критиками прозаику, и, наконец, достигнув всего, о чем может мечтать писатель, выиграть Нацбест. Нет, всего этого точно не будет.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу