Смотреть трансляцию

Денис Епифанцев

Учитель

Платон Беседин
Учитель

Другие книги автора

Платон Беседин "Учитель"

Начитанный, но слегка аутичный подросток Аркадий Бессонов живет в селе с мамой и бабушкой. Заканчивает школу, ездит на подготовительные курсы, потом выпускной, вступительные экзамены в ВУЗ, курит, выпивает, общается с девушками, дерется, трусит и много рефлексирует.

Роман Платона Беседина это очень долгий и подробный рассказ о том, как довольно типичный подросток в процессе взросления проходит через (более-менее) стандартные жизненные ситуации: подробное описание ситуаций и подробное описание переживаний подростка по этому поводу до, во время и после. Это огромная, такая 20 на 30 метров фреска «Опять двойка» (при условии, что герой отличник в школе и неудачник в жизни), которую рисовал кто-то средний между Диего Риверой (и поэтому в одном пространстве соседствует всё: что было, что будет, чем сердце успокоится) и Анри Руссо (поэтому каждый листик нарисован отдельно).

Выглядит это примерно так: допустим герой идет вдоль забора. Это вот такого цвета забор, вот такой высоты; материал и причины почему его поставили, несколько историй про строителей – кто они, что они, что их жены и дети – и само здание за забором: как использовалось, кто там работал/жил. Но это тогда, а сейчас здание заброшено: стекла выбиты, вот такой высоты трава, пустые бутылки из под таких напитков и вот таких, а так же бытовой мусор: вот такой и такой. А забор расписан граффити. Герой отмечает 5-6 типичных фраз написанных на заборе. Указывает цвет каким написана каждая фраза, проводит небольшую графологическую и семантическую экспертизу. Герой может идти вдоль недлинного забора три, четыре, пять, шесть, десять абзацев.

Более сложные перемещения героя могут описываться десятками страниц.

Вообще манера автора описывать все таким образом в какой-то момент даже гипнотизирует. То упорство с которым он прокладывает между двумя точками как можно большее пространство в какой-то момент вызывает что-то сродни уважению: надо же как много можно потратить времени на простой забор.

И понятно, что все это автор использует – это такой прием – чтобы как можно полнее описать мир. Он, мир, не такой что «встал и открыл форточку», он больше и глубже. Это естественно. Но автору не удается передать полноту одним точным штрихом, поэтому он просто каталогизирует все вокруг. И через некоторое время эта манера начинает раздражать: жизнь героя не так уж и интересна, событий в его жизни не так уж и много, но много размышлений. И ты вместе с героем начинаешь переживать за каждый прыщик, но он понятно почему, а ты, потому что точно знаешь, что вслед за прыщиком последует еще тридцать страницы рефлексий.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу