Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2015

s

опубликован Короткий список премии

смотреть

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Ксения Друговейко

Фигурные скобки

Сергей Носов
Фигурные скобки

Другие книги автора

Сергей Носов "Фигурные скобки"

«НЕТ ВРЕМЕНИ ОБЪЯСНЯТЬ», ИЛИ E = MC2

Чем расточительнее реальность — тем лаконичнее должен становиться вымысел: предложи мне кто-нибудь описать стиль каждого из любимых писателей единственной формулой, для текстов Сергея Носова я бы составила такую.

«Когда видишь уравнение E = mc2, становится стыдно за свою болтливость», — шутил Станислав Ежи Лец. Когда читаешь Носова, осмелюсь добавить я, — чувствуешь примерно то же. С особой остротой — открыв его новый роман «Фигурные скобки»: все неизменные (и неизменно притягательные) черты носовской прозы доведены здесь до абсолюта. Трагическое с комическим не расстаются ни на страницу — и всё лукавее притворяются друг другом. Естественность в изложении сюжетов самых сверхъестественных восхищает и последовательностью, и легкостью. А петербургские магические силы (действие, конечно же, разворачивается в Петербурге), которые не каждому покажутся, но от Сергея Носова не скрывались никогда, шалят себе да веселятся безо всякого удержу. Петербургская же повседневная абсурдность, которую замечаешь, лишь вернувшись после очень долгого отъезда, — не столько веселит, сколько щемит и одновременно греет сердце бедного эмигранта.

« – О, черт! – и Ольга из оргкомитета устремляется, в чем есть, без верхней одежды, на мороз, на улицу, но тут же возвращается. – Как он хоть выглядит?

– Да вы сразу поймете, – отвечает портье.

– Желтый зипун, – выкрикивает Капитонов, но вряд ли Ольга Матвеева слышит его, оказавшись за дверью.

– Только не зипун, – возражает портье задумчиво. – Что угодно, но не зипун…»

Математик Евгений Геннадьевич Капитонов — как раз такой «эмигрант»: несколько лет назад он переехал в Москву, а теперь возвращается в Петербург на пару дней, чтобы принять участие в конференции микромагов. Сам он умеет «всего лишь» угадывать задуманные другими двузначные (только такие) числа — и плохо потому понимает, зачем его пригласили присоединиться ко всяким менталистам, архитекторам событий, пожирателям времени и некромантам, а также фокусникам и шулерам всех известных мастей. Капитонов вяло сопротивляется попыткам втянуть себя в корпоративные интриги; героя куда больше волнует сочинение, написанное незадолго до гибели бывшим коллегой Костей Мухиным. Тетрадь с его записями (согласно которым Мухин с какого-то момента своей жизни был вовсе и не Мухиным, а поселившимся внутри настоящего Мухина другим человеком) Капитонову передает Костина вдова Марина.

Так только начинается череда маловероятных (невероятного для петербуржцев не существует — они еще не такое видали) событий, которые умещаются в полтора дня: кража капустных котлеток, избирательные скандалы, чисто петербургское убийство, нежданный Liebestod… — это, разумеется, не всё. Действие «Фигурных скобок» так скоро набирает обороты, что автор, опасаясь за вестибулярный аппарат увлеченного читателя, в какие-то моменты «упрощает» роман практически до пьесы. («Входит в зал брат Водоёмова, сам Водоёмов, но старший.

Снятое пальто бросает на кресло, на плечах пальто влажный след погасших снежинок.

Вязаную шапочку он не снимает.

Почему-то все, кто видит его, догадываются, что он родственник, именно брат, сам Водоёмов, но старший».)

В эти минуты остается только восхищаться одним из главных (и редчайших) талантов Сергея Носова — даже самые обычные вещи говорить так, чтобы они оставляли возможность помечтать.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу