Владислав Толстов

Фигурные скобки

Сергей Носов
Фигурные скобки

Другие книги автора

Сергей Носов "Фигурные скобки"

Свершилось: Сергей Носов написал свой лучший роман. Как минимум сопоставимый с его «Хозяйкой истории» и «Грачи улетели». Теперь все три можно издать под одной обложкой в качестве условного greatest hits.

Некто Евгений Геннадьевич Капитонов прибывает в Петербург, чтобы принять участие в учредительной конференции общества микромагов. Кто такие микромаги (среди которых есть нонстейджеры, дистанционисты, менталисты, мозгачи и так далее) — слишком долго объяснять. Это как бы фокусники, но не совсем фокусники, некоторым образом и телепаты, и некроманты, и пожиратели времени. Капитонов, например, умеет отгадывать двухзначные числа. Именно двухзначные, это важно. Непонятно, какой из этого прок, но на конференцию его приглашают. А перед самим мероприятием он встречается с женой недавно умершего друга, которая передает ему тетрадь с записями — друг незадолго до смерти вел дневник. Из этого дневника Капитонов узнает, что друг (Константин Мухин) страдал чем-то вроде раздвоения личности. А через несколько часов и сам Капитонов окажется в неприятной истории: один из организаторов конференции умрет, и виноватым в его гибели сочтут его, Капитонова... Но это так, общий контур. Там еще много чего будет. И белая мышь, и подросток-даун, и вудиалленовская беготня в поисках внезапно исчезнувшей тетради, и стремительный роман с сексом, и допрос в прокуратуре — и все это уложится примерно в 36 часов. На полях романа Носов заботливо расставляет точное время действия, можно отслеживать перемещение персонажей. Носов даже себя умудряется поместить в повествование — вернее, свою книгу про тайную историю питерских памятников, которую участники конференции получают в «раздаточном материале».

Мельтешня и суета «микромагов» (которых так и хочется назвать мелкими бесами), заурядные вроде бы для мероприятий такого свойства действия вроде выборов правления, обеда, кофе-брейков — как ни глянь, нет здесь материала, скучно до зевоты. Но Носов настолько блистательно описывает, так умело держит читателя за хобот, что даже не пытайся, читатель, увильнуть — оторваться невозможно до последней страницы. И после прочтения «Фигурные скобки», да и фигура самого автора, воспринимаются совсем иначе. Носова часто сравнивают с Достоевским. До «Фигурных скобок» я не понимал, с какой стати — не потому ведь, что в проекте «Литературная матрица» статью о Достоевском писал именно Носов? Теперь стало понятнее. Это ведь любимая тема Достоевского — показать, как сквозь насекомое роение частной жизни маленьких людей грозно просвечивают великие «вечные вопросы». Так и у Носова. Вроде бы собрались взрослые люди, более того — маги (пусть и «микро»), причастные, так сказать, тайнам мироздания — а на поверку получаются какие-то растрепанные обывательские скандалы. Не иначе, как невидимый Поправитель, с которым ведет разговоры покойный Мухин, - это и есть сам Федор Михайлович, раздраженно выговаривающий своему визави (а как бы и не нам всем), чего, собственно, стоит вся эта бытовая магия: «Хочешь мое личное мнение? Ну так слушай, дружище. Все эти ваши разговоры с чертями, с недотыкомками всякими, с черными там человеками, двойниками, посланцами, вестниками – –: все эти мозговые игры – –: такая литературщина, такая - -я!»

А вообще «Фигурные скобки» - совершенно носовская вещь, печальный очерк современной энтропийной нашей повседневности. Какие-то мудаки сводят свои мудацкие счеты, человек обладает даром отгадывать числа, но внезапно может прийти смерть, и вообще — не играйте в эт игры, последствия могут быть ужасными. Хочу отметить, что «Фигурные скобки» сделаны с редкостным литературным мастерством: Носов делает вид, что ведет репортаж с места события (даже тайм-код мельтешит в углу кадра), будто бы он заинтересован пустейшим, в сущности, мероприятием. Он корчит рожи, комикует, зубоскалит — а человек читает и сам не замечает, как стремительно погружается в абсурдную, фантастическую, корявую какую-то реальность. Пожалуй, никто еще не сумел так жестко сказать о нашем времени и нашем обществе.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу