Александр Иличевский "Справа налево"
Ошеломительные чудеса
Круг почитателей Александра Иличевского широк. В этот круг включены и члены жюри литературных премий, а главное – всеми нами любимая и уважаемая Елена Шубина, которая не забывает регулярно радовать нас новыми книгами этого заслуженного автора. Видно, что сборник эссе «Справа налево» издан с большой любовью – приятная обложка, увесистый объем, внушающее трепет оглавление. Будущего читателя с порога готовят к встрече с непререкаемым авторитетом, который сейчас поведает ему «Про время», «Про героев», «Про литературу», «Про главное», «Про пространство». От этих «про-про» екает селезенка – ну наконец-то перед нами разверзнутся тайны вселенной. И что бы вы думали? Таки да, разверзаются.
«…расстояния до некоторых звезд ужасает более бесконечности, ибо бесконечность абстрактна. И тем страшней думать о нейтронной звезде, плотной как атом, думать о черных дырах. Но все равно, как бы ни были ошеломительны чудеса Вселенной – все они ничтожны по сравнению с человеком. Понимаете?».
Понимаем. Содрогаемся. Трепещем. Читаем дальше.
«Все осмысленное – дискретно», - эта профетическая фраза Андрея Николаевича Колмогорова настолько глубока, что иногда захватывает дух, когда в нее вдумываешься».
Вновь трепещем, ощущая про-про-профетический озноб от величия мысли, несколько заблудившейся между «иногда» и «когда». Продвигаемся вперед.
«Если вы обеспокоены смыслом жизни, вы больны»: Фрейд здесь и прав, и не прав, но главное – глубок».
Осознаем убожество нашей мелкой лужицы, в которой барахтаемся без всякого смысла.
«Все привыкли посмеиваться над Фрейдом. Почти все, что он преподносил как открытие, оказалось на поверку сомнительным или неверным».
Вот-те на, не шибко-то этот Фрейд, оказывается и глубок! Ну, невелика потеря. У нас свой про-про-профессор имеется. Он нам сейчас все что надо разъяснит и по полочкам разложит.
«Сударыня! По-моему, Россия есть игра природы, не более!» – так восклицал капитан Лебядкин. Наверное, это сама точная, хоть и убогая, грустная мудрость».
Кумекаем – видно, тот капитан Лебядкин голова, раз наш-то профессор его мыслишку одобряет. Видно, знающий человек, краевед, не иначе – и про природу понимает, и про Россию.
Был у меня как-то разговор с одним швейцарским подданным, который чуть не женился на моей подруге. Он мне и говорит: «Россию люблю, Достоевского три раза перечитывал, «Преступление и наказание». В русскую душу проник и содрогнулся». А я тут и спрашиваю: «И кто у тебя любимый персонаж из этого самого Достоевского?». Почесал швейцарец голову, подумал. «Лужин, - говорит. – Самый привлекательный персонаж». Ну, думаю, ладно. Хоть не старушка про-про-процентщица, и то спасибо.
Тут некоторые говорят, свою книгу лауреат составил из записей в Фейсбуке. Мол, не особо утруждался. Завидуют, не иначе. За ихними-то Фейсбуками издатели в очереди не стоят.
Комментарии посетителей