Ольга Погодина-Кузмина

Здесь люди

Евдокия Шереметьева
Здесь люди

Другие книги автора

Евдокия Шереметьева "Здесь люди"

Женское лицо войны

«Дневник» – так обозначен жанр рукописи Евдокии Шереметьевой «Здесь люди». Основной корпус текста составляют выдержки из сетевого дневника автора в Живом Журнале, эти заметки соединены пояснительными репликами, в которых раскрываются дополнительные обстоятельства описанных в дневнике событий.

Тема горькая – война на Донбассе.

2014 год, среди вороха новостей о Крыме и Олимпиаде обжигает внезапная новость - «въехали танки». Хрупкая девушка, москвичка, у которой не было недостатка в развлечениях, вдруг принимает события в Донецке и Луганске как собственную боль, личную катастрофу.

Я хорошо помню этот момент. Сама возможность войны своих со своими (мы же никогда не исключали Украину из числа «своих»), казалась абсурдом, нелепой шуткой. Эта война не укладывалась в голове. Обстрелы, танки и «грады», слезы старух и раненые дети не только вызывали боль и острое сочувствие. Казалось, там, в этом уголке несчастной русской земли, кто-то отпер запретную комнату, из которой вырвались полуистлевшие призраки нацистских айнзац-команд, палачей, полицаев. И навстречу им из могил поднялись павшие солдаты. Это ощущение ожившего хоррора надолго загнало меня в депрессию. Зловонное дыхание войны и по сей день ощущается повсюду, мы до сих пор живем с ощущением беспомощности перед этим внезапным обвалом всех идей гуманизма. Думаю, это еще не конец беды.

Что касается автора рукописи, нужно сказать, что Евдокия Шереметьева – уникальный пример того, как «девочка, живущая в сети» превратилась в человека, спасающего жизни и дарящего надежду. Хрупкая девушка отправилась на Донбасс с грузом гуманитарной помощи, почти не представляя, куда она едет. Ее вел интернет – друзья и друзья друзей, случайные читатели сводили тех, кто был готов оказать помощь с теми, кто остро в этой помощи нуждался.

Не буду описывать приключения Дуни – они в чем-то уникальны, а чем-то типичны. О том же писал и Захар Прилепин, который тоже собирал через свои блоги помощь для пострадавших от войны, и Марина Ахметова, которая путешествовала по приграничным территориям и брала интервью у самых опасных участников военного противостояния, чтобы рассказывать правду об этой войне. Об этом писали и другие волонтеры. Все эти тексты – важные документы времени, свидетельства неоднозначных и еще ожидающих трезвой оценки событий.

Но с каким бы трепетным чувством мы не читали эту рукопись, все же нужно признать, что к литературе она имеет опосредованное отношение. Слишком многих условий недостает для того, чтобы поставить дневник Шереметьевой в ряд художественных явлений. При всем уважении к отважной работе автора, не получается рассматривать этот перечень записей из блога как литературный акт.

И здесь вина не столько автора, сколько номинатора, который предложил эту книгу к рассмотрению. Автору же остается только сказать спасибо.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу