Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2016

16.01.2020s

Стартовал двадцатый премиальный сезон

подробности

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Анастасия Козакевич

43

Евгений Стаховский
43

Другие книги автора

Евгений Стаховский "43"

Берешься за чтение очередной немаленькой книги из длинного списка с надеждой — вот сейчас откроешь шедевр, достойный, как минимум, короткого списка… Но не тут то было. Казалось бы, изданная на роскошной бумаге, отзывы о ней — один другого лучше. По мере чтения пыл угасает, радость оказывается преждевременной, а к финалу желание заглянуть в глаза автору и номинатору, чтобы понять, зачем и за что такое наказание, становится непреодолимым. Роман-психотерапия (как гласит подзаголовок) «43» Евгения Стаховского — одно из таких разочарований.

Сюжет прост — главный герой, молодой талантливый пианист, по совету врача отправляется в путешествие по городам Европы, чтобы наладить свои взаимоотношения с миром. Сорок три (на самом деле больше) города становятся своего рода курсом лечения. Вопреки ожиданиям, описания впечатлений от той или иной вполне себе конкретной точки на карте в книге практически нет, то есть путешествие как таковое — лишь канва, организующая структура романа, который без этой, весьма искусственной, да и то до конца не выдержанной кристаллической решетки развалился бы вовсе.

Казалось бы, история излечения главного героя — вот на чем должен был бы удержаться этот хрупкий каркас. И тут промашка. Судя по описанию процесса распития водки «Абсолют» с Карлссоном (да-да, тем самым, который живет на крыше) в сорок второй главе фокус не удался.

Не спорю, человеческая психика изучена слабо, а значит стройности и строгости от романа, посвященного ментальным проблемам, ждать не приходится. Да и процесс мышления, как известно, не подчиняется законам классической аристотелевской логики, а значит беглые зарисовки беспорядочных встреч и расставаний героя, обретающие разные стилистические и формальные обличия, вполне оправданы. Лишь принимая такую точку зрения на то, что описано в романе Евгения Стаховского можно простить ему полнейшее отсутствие причинно-следственных связей в поведении и речи персонажей, безапелляционные монологи главного героя, лишенные какого-либо смысла, и заигрывание жанрами и приемами, использование которых не несет ни малейшей семантической нагрузки. Всего этого в книге более чем достаточно. Остаются открытыми вопросы: зачем? за что?

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу