Андрей Рудалев

Свобода по умолчанию

Игорь Сахновский
Свобода по умолчанию

Другие книги автора

Игорь Сахновский "Свобода по умолчанию"

По умолчанию не свободная повесть

Такое ощущение, что сверхзадача повести Игоря Сахновского «Свобода по умолчанию» - обличение современной российской действительности. Вернее, вытекающих из нее последствий проявившихся в недалеком будущем.

Книга написана в жанре близлежащей футурологии. Время действия – конец 20-х годов 21 века. Страна в эти годы, по мысли Сахновского, стала даже не антиутопичной, а эсхатологичной. Ее национальная идея приобрела черты самого крайнего старообрядческого толка и стала формулироваться через понятие конца света, хотя и до массовых групповых самосожжений еще не дошло. Вся жизнь распределяет по отрезкам от одного ближайшего конца света до другого, как в своем время распределялась по пятилеткам.

Все так: цивилизация не ориентированная в будущее, становится эсхатологичной. У России есть большие риски стать таковой. Тема отечественной эсхатологии на самом деле крайне интересна и обширна, но обсуждать ее, все-таки следует не в рамках этого произведения.

Нынешние российские реалии в ближайшем будущем в версии Сахновского будут сильно гипертрофированы. О чем нужно думать перед концом света? Конечно же, о душе. Появится «духовный налог», по дорогам по направлению площади Вставания с Колен будут двигаться православные байкеры, по улицам будут неусыпно бдить нравственные патрули, в Уголовном Кодексе появится статья «за оскорбление чувств электората». Ежемесячно станут отмечать День суверенной православной демократии. Само понятие взятки трансформируется, она будет официально именоваться «народным деловым ресурсом».

Власть будет мощной в силу своей закрытости. При этом каждый раз «со сменой руководителя в стране кардинально менялся государственный строй». Поэтому людям необходимо быть гибкими и патриотичными.

В стране в публичном поле уже не останется явных либералов. Все, как один - истовые патриоты, штампующие произведения а-ля «Черная сперма либерализма».

Всего бы этого и хватило на типический памфлет, которые сейчас прогрессивные и насмешливые люди штампуют пачками, но заявка сделана на художественное произведение. Книга, по мнению номинатора Андрея Аствацатурова, вышла «остроумная, сатирическая и в тоже время серьезная, на мой взгляд, имеет все шансы завоевать внимание читателей и стать бестселлером».

Сюжет повести, как и главный герой, получился слишком схематичным, невнятным для бестселлера. Все-таки для смешливого обличения требуется одно, а для бестселлера другое необходимо, более тонкий, не прямолинейный лобовой подход. Живая необходима вода, а не мертвые с душком воды.

Главный герой Турбанов работает в госучреждении, куда его пристроил друг детства, ставший начальником. По своей должности герой курирует произведения литературы. Его работа «сводилась к тому, чтобы запрещать». Турбанов, как пишет автор, в свои сорок лет пожил в четырех странах, но мыслей эмигрировать из России не было.

Он не превратился в автомат, остался человеком сомневающимся из-за чего и оказался без работы: положил вето на книгу патентованного патриота, которую не стоило запрещать. Ранее он разошелся с супругой, которая все время норовила его пнуть. Новая жизнь для Турбанова началась со встречи бывшей актрисы Агаты, в которую он влюбляется. После он защищает ее от Хмурого – грозного человека системы, которого вместе с Агатой убивают. Хмурый оказался внешне очень похожим на Турбанова, который к тому же незадолго до этого потерял свои документы у хиромантов, подрядившихся корректировать судьбу по ладони. Все эти хироманты только и появляются в тексте, чтобы объяснить пропажу документов. Так сама собой и происходит подмена. Турбанов, выдавая себя за Хмурого, вначале получает миллион долларов взятки от хозяина сети супермаркетов «Родина», а после его оправляют на выполнение особо важного задания в Лондон.

Кстати в Лондоне у Турбанова происходит встреча с самим Борисом Березовским, который оказался живым и невредимым. Березовский ему вещает, что страну уже нельзя спасти, говорит о закрытии русского проекта, который бросают, как чемодан без ручки, предварительно вычистив все ценное. Эсхатология – это когда все без оглядки бегут с корабля.

Книга Сахновского написана иронично, но при этом совершенно типично и предсказуемо, если не сказать топорно. Картонные герои, непродуманный сюжет с претензиями на интригу нужен автору лишь для того, чтобы озвучить его прикольные фишечки о ситуации, когда все «талдычат о гордости за страну». «Свобода по умолчанию» - пример того как благие намерения превратились в политический лубок и совершенно выморочное произведение.

Конечно, можно рассуждать на предмет того, что главный герой у Сахновского вышел типичным российским либералом. Поступил на должность благодаря своим дружеским связям. Наступил на горло своей песне и занимался до поры запретом неблагонадежных и подозрительных литературных произведений, пропуская шпильки системе. После воплотив мечту о миллионе долларов, стал совершенно другим человеком и был отправлен в Лондон. При этом без помощи госмашины он даже более-менее сносную работу себе не мог найти. Но все это не существенные мелочи – внутренне, по умолчанию он оставался свободным. Оставался другим, не принадлежащем системе, ведь даже взятки – «народный деловой ресурс» использовать не мог. Наверное, об этом сохранении, сбережении своей внутренней эмиграции и писал Сахновский. По всей видимости, у него наболело, ведь вокруг тотальные нравственные патрули, православные байкеры и императив патриотизма, что не продохнуть. На деле же получился набор фейков. К слову сказать, таким же фейком является и нынешний патриотический угар, о котором так много у нас говорят. Нет его. Вместо него – сплошная гипербола.

Писатель Андрей Аствацатуров, номинировавший книгу, пишет, что автор «предлагает отстраненный взгляд на реальность, дистанцируется от нее, и тем самым делает ее более понятной и узнаваемой». Но в том то и дело, что этот отстраненный взгляд – слишком обманчивое впечатление. Вместо него – четкая установка, по лекалам которой и сшита из пестрых лоскутков повесть, вовсе не вызывающая доверия. Вышла она по умолчанию не свободная.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу