Анастасия Бутина

Автохтоны

Мария Галина
Автохтоны

Другие книги автора

Мария Галина "Автохтоны"

Среди лакун и провалов

Тем, кто в любой непонятной ситуации готов, не разбираясь, съездить оппоненту кулаком в морду, не стоит даже браться за чтение нового романа «Автохтоны» фантаста и переводчика Марии Галиной. До финала вы все равно не доберетесь, а все остальное – герои, фабула и автор – вызовет у вас невероятное раздражение.

Некий искусствовед направляется в город N (в сети, понятное дело, уже миллион предположений, что это за город) со странной миссией. Он якобы занимается исследованием деятельности литературно-художественной группировки «Алмазный витязь», участники которой по-родственному или иначе связаны со старожилами. Герой заселяется в хостел, каждое утро завтракает в одном, а ужинает в другом месте, весь день беседует с автохтонами (не зная древнегреческого, можно с легкостью поместить их в один ряд с сильфами и оборотнями) и без конца вляпывается в какие-то передряги. Зачем-то он ищет свидетельства необъяснимых событий 1939 года, когда на одной из театральных постановок взбешенный сотрудник НКВД застрелил свою возлюбленную, оперную диву Валевскую-Нахмансон, во время ее исполнения партии Кармен.

Помимо этой истории, город N овеян километрами мифов (а-ля – доктор ненавидел женщин и убивал их, предлагая яд под видом лекарств; одну из отравленных он полюбил, но она неминуемо должна была умереть; он признался ей в содеянном, она его простила; конец), которые официанты, таксисты и другие местные жители с большим удовольствием пересказывают приезжим.

«…Городские легенды все сляпаны по одной и той же схеме. Немного секса, немного страха. Немного жестокости. Немного морали. И главное – чтобы печальный конец. Легенда собственно танцует от финала».

И даже если я что-то напутала в изложении содержания романа или забыла рассказать – не страшно. Поскольку никому – ни читателям, ни персонажам (в том числе и главному герою), ни Галиной (есть и такая вероятность) – в итоге так и не удастся понять, а был ли мальчик.

– Но вы же поверили? – весело сказал Вейнбаум. – Признайтесь! Вам же самому хотелось, чтобы было что-нибудь этакое. Всем хочется. Такова человеческая природа. Отыскать среди крови и грязи, среди безнадежности потаенную дверь и ускользнуть через нее и там, за дверью, увидеть свет, и буколический пейзаж с горами и морем, и ангела с оливковой ветвью. И там, за этой дверью, никто не умирает, и не расстается, и чудо щекочет тебя нежным перышком.

Обращением к автору «Пойдем выйдем, поговорим!» возникает желание завершить практически каждый эпизод. Все потому, что затейница Галина без устали водит за нос каждого, кто открыл книгу. Герои романа неожиданно выбегают из-за сюжетных поворотов на романной Карте мародеров, так же внезапно исчезают, кроме того, меняются их биографии, желания, роли, цели и даже сущность.

«Дверь за ним захлопнулась, сырой воздух ударил в лицо. Он помотал головой стряхивая морок. Что это было? Конечно, она безумна, но он-то сам, он-то…

Нечеловеческое существо, инопланетянка, подделка – насекомообразная тварь, испускающая особые феромоны, сводящие с ума человеческих самцов? Прекрасное полезное качество для самки чужого вида».

Разнообразие характеров персонажей (изумительных актеров по сути, а не по профессии) и запахов, с головой погружающих в атмосферу города-призрака, детальность описаний интерьеров и городских пейзажей, мистицизм происходящего – все эти приемы уместны и профессиональны. И несмотря на некую монотонность и каламбурность повествования, рассчитанную на дотошного или имеющего особенный интерес читателя, готового барахтаться «среди лакун и провалов», появившихся тут и там с легкой руки Марии Галиной, «Автохтоны» за последние только десять страниц, включая финальную сцену в плацкартном вагоне, не могут быть оставлены без внимания.

По мнению одного из критиков журнала «Прочтение», «главной целью Галиной было вызвать у читателя если не шизофрению, то хотя бы подозрение на шизофрению». Если объявить это меткое наблюдение истинным, аплодировать писательнице можно стоя. Шалость удалась!

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу