Андрей Пермяков

Золотой ключ, или Похождения Буратины

Михаил Харитонов
Золотой ключ, или Похождения Буратины

Другие книги автора

Михаил Харитонов "Золотой ключ, или Похождения Буратины"

В сущности, к этой книжке возникает единственный вопрос: «Ну, и зачем»? То есть, очень понятно, зачем после слабенького и плохо стилизованного предисловия возникает трэшевый, но динамичный и внятный сюжет с генералами, страдающими дриснёй, а умирающими от таблеток для эрекции. Зато вот дальше, в районе тридцатой страницы начинается оторопь. И начавшись уже не проходит.

Связана эта оторопь даже и не столько с рецензируемой книгой, а с её прототипом. Вот смотрите: из запутанной, многоречивой, дидактической книжки Карло Коллоди про Пиноккио, печатавшейся, кстати, как роман с продолжениями, Алексей Толстой создал вполне структурированное повествование, ставшее частью отечественного фольклора. А теперь на тысяче страницах развивается обратный процесс. Нет, отсутствие динамики как раз оправдано названием: жанр «Похождений» в отличие от «Приключений», развития не предполагает. Похождения — всегда бег на месте, даже если физически персонажи далеко передвигаются и многое претерпевают. Бредовость фабулы тоже по нынешним временам дело обычное.

Удивительны иные вещи. Во-первых, зачем потребовалось напичкивать повествование просто всеми-всеми доступными персонажами отечественной и мировой литературы, вплоть до калуш — давнего порождения фантазий Л. Петрушевской? Во-вторых… а, во-вторых, необходим переход на личности. Конечно, мы твёрдо не уверены, кто скрылся под псевдонимом «Михаил Харитонов», но подозрения есть. Давайте осторожно назовём его «Человек, подозреваемый в написании этой книги» (чпвнэк). Так вот: если наши догадки верны, то чпвнэк в своей обычной жизни — замечательный и тонкий литературный критик. Это помимо остальных, так сказать, ипостасей. Его краткие и по делу заметки о произведениях самых разных жанров читаются не менее увлекательно, чем приговоры королевских судов. И обжалованию, кажется, не подлежат. Со вкусом у чпвнэка всё отлично.

И, получается, именно такой человек создал невменяемой длины душемотный текст, наполненный банальностями вроде определения одного из государств как «Страна дураков»? Зачем? Если с целью пересорочить Сорокина и перепелевить Пелевина, то уж точно зря. Это можно было сделать изящней и короче. Тем более, в сравнении с Сорокиным маловато стилистических игрищ. В сущности, радикально манера повествования меняется лишь трижды: в предисловии, в описании бункера и ещё разок в примечаниях. Да и то в последнем случае — так себе. А чпвнэк ещё ведь и стилист блестящий. Для пародирования Пелевина же не хватает внезапных выходов в реальность. Ну, тех самых, когда прозрачные аналогии вдруг сменяются прямым говорением.

Да и повторю: чпвнэк обладает слишком изящным вкусом для того, чтоб тратить колоссальные объёмы своего и читательского времени для достижения таких локальных целей. У меня есть только одна версия, зачем он так сделал. Задачей, думаю, было перекрытие всех возможных сюжетных ходов в жанрах утопий и антиутопий о России. На ближайшие так лет тридцать. Появится новая книга, а чпвнэк скажет: «Ага, в «Похождениях» на странице такой-то и такой-то сие уже было сказано». И будет наверняка прав. Заслуживает ли подобная задача потраченных усилий? Ну, время покажет. Именно такое, долгое время. Лет тридцать.

Хотя вполне могу ошибаться и цель книги была иной. Тогда я её просто не понял. Бывает.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу