Любовь Беляцкая

Пассажир

Владимир Козлов
Пассажир

Другие книги автора

Владимир Козлов "Пассажир"

Владимир Козлов – хороший писатель, персонаж, вызывающий исключительно уважение. Сейчас вот, кстати, идет краудфандинг на переиздание его старого и самого известного романа «Гопники». И еще у меня стоит в планах просмотр его документального фильма про сибирский панк.

Автор, что называется, «с яйцами», жесткий, злой. Однако есть и одна характерная черта, немного портящая все. Очень уж его тексты похожи между собой. Собственный стиль – отличное достижение для писателя, но он может стать и проклятьем. Открывая рукопись «Пассажира», пришлось бороться с опасениями, что и в этот раз придется словно перечитывать того же самого Козлова. Отчасти они подтвердились.

Открываю начало. Так и есть! Описание, которое могло служить прологом для любой другой книги Козлова:

«Я свернул на дорожку перед переездом. За путями начинался забор, за ним торчали уродливые корпуса промзоны.

Слева тянулись трубы теплотрассы. На них сидели два гопника с бутылками пива.

Я вошел на территорию рынка. Из угла бетонного забора пахнуло мочой. На заборе болтался разодранный баннер — «Смешные цены».

Супер-типичный текст. Бутылки можно заменить на окурки, мочу на говно. Заборы, пути и промзону даже заменять не надо, их предостаточно в любом козловском тексте. Забегая вперед, отметим, что иногда автор повторяет даже некоторые речевые обороты, видимо, позабыв, что уже использовал их в других произведениях.

К слову, текста в рукописи целых три – повести «Пассажир», «Пушка» и «Утро в офисе». Разберем их по отдельности. Как мне кажется, по-настоящему сильная и оригинальная из них – «Пушка». От и до рассказанная история, изобилующая деталями, приметами времени и драматическими поворотами. Субкультуры конца 1980-х – одна из любимых тем автора, и в ней он чувствует себя уверенно. Поэтому сюжет здесь интересный и по-настоящему цепляющий, а легкая наивность его даже красит. Замечательно, что события повести имеют очень четко прослеживающуюся привязку к настоящему времени – здесь и игры молодежи в фашизм, тогда еще наивные, только чтобы шокировать публику, и КГБшники, стоящие перед нравственным выбором – бороться за идею или служить интересам богатеющей и гниющей элиты, и предчувствие неминуемого конца всей этой шаткой, построенной на лицемерии системы. Стилистически текст очень кинематораграфичный поэтому так и хочется увидеть его перенесенным на экран, это была бы бомба.

Повести «Пассажир» и «Утро в офисе» зацепили как-то меньше. В первой скомкана концовка, автор как будто позабыл, что именно хотел сказать. «Утро в офисе» и вовсе достаточно банальная история об озверении городского клерка. Это мы уже видели в исполнении Майкла Дугласа в «С меня хватит» и читали в «Головоломке» Гарроса-Евдокимова. Актуальность темы осталась в нулевых.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу