Сезон 2017 года завершен

новый сезон стартует в январе 2018

Артем Фаустов

Жития убиенных художников

Александр Бренер
Жития убиенных художников

Другие книги автора

Александр Бренер "Жития убиенных художников"

Легендарное московское издательство Гилея выпустило «Жития убиенных художников» – книгу воспоминаний Александра Бренера. Одно это имя повергает в дрожь многих людей, связанных с искусством – кураторов, галеристов и критиков. Многие из них знают Бренера как совершенно невыносимого задиру и трикстера, погромщика выставок и возмутителя спокойствия арт-общественности. 

Сам себя Бренер не считает акционистом, утверждая что работает не в жанре перформанса (это слово он скорее ненавидит), а в формате скандала и провокации. Вы, возможно, слышали о его самой яркой выходке. В 1997 году городском музее Амстердама он нарисовал краской знак доллара на картине Малевича, за что отсидел полгода в местной тюрьме. 

Этой акции в книге уделено мало внимания, она и без того хорошо известна. Зато Бренер со смаком вспоминает, какие еще безумства творил в 90-е и 2000-е годы в России и Европе. Один или позже со своей подругой Барбарой Шурц.

Но начинает он еще с детства. Уже в 60-е годы, школьником, автор столкнулся с неофициальной арт-средой. И затем, по мере взросления, постепенно знакомится со всеми значимыми деятелями андеграунда – от московских концептуалистов и ленинградских нонконформистов до наших современников, таких как Петр Павленский.

Да, вопреки названию, многие упомянутые в книге художники вполне здравствуют. Во всяком случае, в биологическом смысле. В книге упомянуты десятки, если не сотни имен деятелей культуры. И практически всех их Бренер критикует, ругает и всячески выстебывает. Таков уж его стиль.

«Жития убиенных художников» – по сути, сборник баек и анекдотов, и некоторые из них ужасно смешные. Однако книга заставляет задуматься о серьезных вещах, таких как досрочная смерть художника вместе с присоединением к мейнстриму.

Главный посыл книги – ни в чем не искать славы и признания. Всё, что вертится вокруг галерей, выставок и средств массовой информации, любое действие, спешащее быть зафиксированным на камеру – это лишь пошлая мимикрия под искусство. Действительно бесценное искусство не может быть выставлено на продажу, оно бескорыстное и искреннее, оно тёмное, непонятное и скрыто от глаз алчущего зрелищ большинства. Движение против течения, исключение себя из системы – только такой жест, по мнению автора, может быть достоин художника в нашу эпоху. Следует ли он сам до конца этим принципам? Судить вам.

Язык Бренера скоморошеский, ни на что не похожий. Стилистически он явно стремится к обэриутам или дадаистам. Порой кончики его фраз закручиваются то в рифмованные прибаутки, а то и в бормотание заклинателя. Получается удивительный, почти ощущаемый на вкус эффект нарочито небрежного, но при том продуманного письма, выстроенного образа, подкрепленного словесной игрой. Экспрессия as is.

Не пропустите эту книгу, если интересуетесь историей неофициального искусства в России. И если вы готовы к достаточно радикальному взгляду на арт-тусовку.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу