Российская национальная премия

"Национальный бестселлер" - 2017

14.04.2017s

Опубликован Короткий список и состав Малого жюри

Подробнее

Ежегодная общероссийская литературная премия. Вручается в Санкт-Петербурге за лучшее, по мнению жюри премии, прозаическое произведение,
написанное на русском языке в течение календарного года.

Артем Фаустов

Феноменология архитектуры Петербурга

Александр Степанов
Феноменология архитектуры Петербурга

Другие книги автора

Александр Степанов «Феноменология архитектуры Петербурга»

Номинированные на Нацбест книги нон-фикшн в списке я всегда встречаю приподнятой бровью. Вроде бы мы уже давно знаем, что какая в сущности разница, граница между фактом и вымыслом стирается, и оценить художественную ценность произведения, равно как и потенциал стать национальным бестселлером, можно у любого текста. Что касается «Феноменологии» такой потенциал у неё, кажется, уже раскрыт. По крайней мере, во «Все свободны» её разбирали как горячие пирожки, и интерес к ней не ослабевает. Взяв её в руки и прочитав буквально несколько страниц, хорошо понимаешь почему. Не могу не отметить того, что сама по себе книга выше всяких похвал, уютный формат, грамотное расположение текста, приятные на ощупь текстура и цвет страниц. Да, книга об искусстве и должна быть такой, издательство «Арка» всегда отличается своей безупречной манерой создавать великолепные бумажные издания, которые для нас, охочих до этого дела книжных фетишистов – чистое блаженство. Но и содержание книги – собственно, текст и сама идея – не уступают по качеству наслаждения.

Раньше мне казалось, что кайфовать от всех этих вещей – описания архитектуры, строительства, планов Петербурга – могут только помешанные на урбанистике граждане и заядлые любители города – туристы. Всё потому, что периодически от местных жителей можно услышать жуткие вещи типа «мне всё равно, что снесли двухсотлетний дом и построили Стокманн, мне супермаркет важнее», или  «я не вижу разницы между современной стилизованным новостроем и аутентичным памятником барокко». Хочется верить, что хоть таких людей и много, но даже они смогли бы проникнуться этой книгой.

Степанов берёт за отсчёт своего исследования гуссерлевский метод феноменологии. То есть оценивает окружающий нас город и его здания с точки зрения эйдоса – докапывается до сущности, того, что мы как жители этого места получаем из окружающего нас пространства каменных джунглей. Автор рассматривает отдельный феномен – пустоту, кирпичную кладку, тень, симметрию, климат, температуру – и на основе приложения к городу размышляет о том, что же нам это даёт.

«Все четыре первостихии действуют вместе в грандиозном спектакле в центре Петербурга: вода, воздух, земля и явленный золотом шпиля огонь, как луч небесный. Как это свойственно вообще барочным Gesamtkunstwerke, над центральной невской акваторией стихии проявляются в их воздействии на человека, обостряющих его способности видеть, слышать, вспоминать, воображать, размышлять, понимать, ужасаться, восхищаться… - то есть расширяющих беспредельно всё доступное нам многообразие чувственного и интеллектуального опыта».

Степанов часто обращается к поэзии и прозе о Петербурге. Поэты – говорит он, - главные феноменологи, ведь кто, как не они, могут буквально в двух словах очень метко ухватить суть ощущения, которое создаёт для нас город. 

«Дворцовая площадь – прозрачный параллелепипед с выгибом в сторону Главного штаба. Столкновение тел и пустот неожиданно и драматично: пышно украшенный женственный дворец императриц играючи выдерживает давление площадной пустоты, тогда как ощетинившееся воинскими эмблемами средоточие штабных решений прогибается под её напором. Упругая стена Главного штаба так напряжена, что, кажется, не будь выпускного клапана арки – и пустота площади разорвала бы ампирный корпус надвое.»

Воистину после пары таких пассажей чувствуешь, что стоишь на мосту перед тобой снизу Нева, вверху небо, посредине тонкая линия кружевных барочных памятников, и ты не можешь надышаться ни красотой этого места, ни пространством. Такая книга должна стоять в каждой квартире Петербурга.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу