Российская национальная премия

"Национальный бестселлер" - 2017

01.02.2017s

Работает Большое жюри премии, каждый день публикуются новые рецензии

Подробнее

Ежегодная общероссийская литературная премия. Вручается в Санкт-Петербурге за лучшее, по мнению жюри премии, прозаическое произведение,
написанное на русском языке в течение календарного года.

Сергей Морозов

Убить Бобрыкина

Александра Николаенко
Убить Бобрыкина

Другие книги автора

Александра Николаенко «Убить Бобрыкина»

Хвалить текст за стиль, все равно как человека за фигуру. Фигура хорошая, а как там, в целом, со здоровьем?

Много людей себя погубило в погоне за мускулами и стройностью. Еще больше литературных произведений пошло ко дну, потому что стиль был, а содержание отсутствовало. Все ушло в песок, в словесную забаву.

Так примерно обстоит дело и с «Убить Бобрыкина». Узоры словесные - это очень хорошо, красота, кто спорит. Но когда они на одном месте, без движения… Чем больше их нарисуешь, тем выше риск, что выйдет каля-маля, густо начирканное - и больше ничего. Поэтому тому кто возьмет в руки книгу Николаенко, я бы советовал  остановиться странице на двадцатой, а дальше не читать. Не потому что с двадцать первой начнется плохо. Вовсе нет. Причина в другом, в том, что далее до самого конца ничего нового не будет. Все то же: игра словами, Шишин, Таня его, мама бухтящая и «убить, убить Бобрыкина».

Это естественный результат, когда книга написана ради формы, стиля, приема и языка. Автор, вставший на путь верчения-кручения словами, сойти с него далее  уже не в силах. Взявшись за жонглирование, он уже не способен отвлечься на нечто более содержательное, чем вбрасывание новых слов и фраз, причудливых оборотов.

Нет, двадцать первых страниц книги не требуют продолжения. Нам и так все ясно. Твердолобая мама, «Бобрыкин ненавистный», мечтательный Шишин, мифическая романтическая Таня, светлое школьное детство. Унылое серое настоящее. Лишние страницы порождаются исключительно ради того, чтобы растянуть все это дело до формата повести. Николаенко искусственно нанизывает одну главу за другой. Меняются детали, декорации, а сюжетного развития, развертывания характеров нет. В ход идет все что ни попадя - и металлофон с миелофоном, Стивенсон «Остров сокровищ», кекс с пудрой, мечта об Австралии.

Объем разбухает, а в содержательном плане ничего не прибавляется.

В итоге, будем откровенны, получается затянутое и бесцельное, в сущности, повествование, слова ради слов.

Конечно, можно напридумывать метафизических глубин в оправдание автора. У нас это любят в последние годы, выглядывать смыслы там, где их нет, подчеркивать мастерство, изящество замысла и заковыристость смысла там, где они вообще отсутствуют. Но такого рода медвежьи услуги от восторженных читателей, как правило, сильно вредят автору. Потому что он все дальше и дальше уходит от художественного текста в сторону пустопорожнего словоблудия. 

«Убить Бобрыкина» - книга бессодержательная и безыдейная. Так, растянутая на много страниц забава. Сюжет потерялся в игре слов. Конечно, есть у нас любители читать много и ни о чем. Лишь бы гладко было написано. Но гладкое и пестрое писание – это не великое достоинство. Нам бы мыслей, чувств, характеров. Нам бы бытия, которое в «Убить Бобрыкина» оказалось задвинуто куда-то на галерку ради красивых пейзажиков, перемежаемых картинками темных углов.

Большой объем при малом содержании – обычное уже явление. Материал, которого только-только на рассказ хватит, разводят - кто фабульной водой, кто словесным концентратом. В результате замечательный рассказ превращается в слабый роман или повесть, в книгу, которая утомляет читателя количеством страниц: «конец, скоро ли будет конец?» А должна была бы увлекать.

 

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу