Денис Горелов

Марксизм как стиль

Алексей Цветков
Марксизм как стиль

Другие книги автора

Алексей Цветков "Марксизм как стиль"

В 90-е на левом фланге была черная дыра, заполненная «людьми, не подходящими для знакомства». С нулевых в том углу стало накапливаться: жизненный штиль способствует концентрации смыслов.

Делягин давал эгалитарную бухгалтерию.

Захар — пламя души.

Некоторые и Прудникову почитывали; отпугивал ее ортодоксальный сталинизм, но огромные объемы прежде не освоенной информации впечатляли.

На Канторе стало ясно, что Россия наконец Европа: как и у большинства белых наций, марксизм стал моден и блескуч, и Кантор пижонит им, как в детстве антисовом. Поверить в его левую искренность сложно (как и любому позеру) — но фигура прехарактерная.

Цветков составил этос новых левых, балансируя меж комильфотной контркультурной игрой и честной красной пропагандой. Притом еще неизвестно, что цепляет больше. Человек с убеждениями сегодня редкость, со столь экзотическими втройне, а при наличии доказательной базы ценен особенно.

Отдельные эссе читать без специального философского образования невозможно — поставив их в зачин книги, автор, кажется, намеренно отсекает посторонних: побаловаться на досуге красненьким сегодня, как и 120 лнт назад, тьма праздных охотников — пусть валят. Спички детям, как известно, не игрушка.

Страниц через 30 автор уже спускается с академического ринга к смертным. Поскольку текст — мозаика из сочинений разных лет, то и впечатления точечны.

Отменна отповедь Набокову с его барской спесью: язвить Советы за «делание всех полусытыми и полуграмотными» вольно тому, кто с детства учен и кормлен; для миллионов набоковских соотечественников и полуграмотность с полусытостью были даром небес. Да и сам он в Швейцарии не загинул.

Хороши беседы с дочерью: практика показала, что капитализм как система воспитания и без церковных ограничений плодит эгоцентричных мерзавцев — тогда как меж марксизмом и христианством в этой области розни нет. «Делись с ближним» — не самая скверная жизненная программа.

Искать и находить левацкую повестку в «Матрице» и «Темном рыцаре» — это уже высокий стиль журнала New-Yorker, тот самый «поп-марксизм», которым названа одна из глав и предыдущая цветковская книжка. Без карнавализации протеста в наши игровые времена далеко не уедешь, а на этом поле Цветков непревзойденный дока.

Отталкивает излишняя благосклонность к RAF. Понять людей, взорвавших регламентированный и механистичный немецкий орднунг, можно, обилие сочувствующих левому террору среди самых почтенных немецких интеллектуалов требует внимания к породившей их территории — но от фразы «Все, кто боялся и соблюдал закон, были для людей нового вида всего лишь устройствами, биологическими приставками к финансовым потокам, двуногими машинами воспроизведения рыночных отношений» по-настоящему воротит.

Бестселлером «Марксизм как стиль», конечно, не станет: слишком очевидна авторская программа. Пелевин, Сорокин, Акунин высокоумно и насмешливо презирают действительность и людей — сегодня это и есть формула успеха (самым примитивным и потому востребованным образом ее реализовал С. Минаев). Цветков же предлагает действие — и это шаг в сторону не только от Уголовного кодекса, но и от читательских масс.

Тем не менее, бодрит.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу