Артем Фаустов

Головастик и святые

Андрей Филимонов
Головастик и святые

Другие книги автора

Андрей Филимонов «Головастик и святые»

Совершенной неожиданностью длинного списка Нацбеста в этом году стало обилие текстов, выпущенных издательством «Рипол классик». Это чрезвычайно хорошие новости, наконец-то у писателей появляется альтернатива, где публиковаться. До этого в течение нескольких лет сами знаете какой издательский концерн практически оккупировал поле русской литературы, «скупив» всех мало-мальски заметных авторов вплоть до третьего эшелона. Надеюсь, не надо объяснять, почему монополия это плохо. Рыночному монстру в целом пофиг на всё кроме продаж. Падает качество текста, качество редактуры и оформления. Даже не знаю, какой из этих трех пунктов вызывает большую боль. Каждый пункт – боль.

Но богата дарованиями земля российская, всех в одну кибитку не посадишь. Не хотелось бы захваливать «Рипол» (все же в основном они занимаются попсой), но в их случае количество номинаций еще и уравновешено уровнем текстов. Я прочел несколько книг из длинного списка, вышедших в этом издательстве, и все они выше средней температуры таланта по стране.

Вот книга Андрея Филимонова. Небольшая по объему, но цельная по замыслу летопись затерянной в сибирской глуши деревушки Бездорожная, которую и с карт-то уже удалили, а люди в ней все еще обитаются, коптят небесный свод. Вся книга пронизана любовью к такому бытованию – далеко от городов, поближе к лесу да к древним богам, которые, кажется, только и в ответе за то, что здесь еще не раскурочено всё гусеницами лесовозов, не залито нефтепродуктами. Вы не ослышались, древние локальные божки и духи при Бездорожной живут неиллюзорно, охраняя свой покой и неприкосновенность реликтового леса. Магический реализм, так его растак, без него нынче никуда.

Кто ж поселился в этой дырке на ватнике матушки России? Колоритнейшие персонажи. Переломанные, прошедшие жернова всяких государственных мельниц, грешники и изгои, все как один трикстеры на разный лад. И все мастера крепкого русского слова. Ах, вот за это отдельное браво автору, речь его и его героев забориста как свекольный первач, но в пошлость при том не скатывается ни разу. Каждое слово – на своем месте, по-другому и не скажешь. Так же откровенно, но любовно-осторожно показана, как она есть, деревенская сексуальность. А вы что думали, там бесчувственные болванчики живут?

Конечно, сразу считываются параллели с творчеством не очень, но все же известной писательницы Лоры Белоиван – как стилистические, так и тематические. Та же чуткость к простоте быта и силе заднего ума аутсайдеров цивилизации (сколько их разбросано по разлёгшейся на полконтинента стране?).

Сейчас так много разговоров о патриотизме и русском характере, аж тошно бывает. Чуть ли не в каждом тексте большого списка что-нибудь такое есть. Так вот в этой книге народная духовность показана точнее и честнее, чем у других. Без громких и пустотелых рассуждений о «великости» нации и прочей ерунде. Мужик написан таким, каков он действительно есть – скрытым анархистом, кротким и забитым с виду, но в душе презирающим всех царей этой земли отсюда и до седьмого колена, могущим, когда доведут до крайности, смачно харкнуть на начальницкий сапог. Будете читать «Головастика» - обратите на это внимание, это очень важная черта всех положительных персонажей книги – гордость и независимость мышления, историческая память, дающая привычку воспринимать власть априори как источник угрозы.

Антагонисты обитателей Бездорожной – люди из соседней деревни, которая населена урками. Они безликие и тупые деграданты и испытывают постоянное желание напасть и захватить Бездорожную, хотя поживиться там совершенно нечем, одна голытьба живет. Захватив же один дом, они не занимаются там ничем, только без конца смотрят телевизор и переругиваются. Это те, кто перешел на другую – тёмную сторону силы русского характера. Это злая и неконтролируемая стихия разложения ума, с которой можно справиться, лишь объединив всех, кто еще способен мыслить и чувствовать, будь он хоть сто раз нищий алкоголик, но все еще с совестью.

В общем, это я к тому, что роман получился гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Шутки да сказки, мороки да намеки – а вот вам и срез культурного слоя. В романе несколько сюжетных линий, многочисленные отступления, ретроспекции и рассказанные в отдельных главах истории персонажей. Ближе к концу, к вящему удовольствию читателя, все они сходятся и выстраиваются в понятную композицию. И, что архиважно и столь редко теперь встречается, текст транслирует вполне конкретную гуманистическую мораль.

В связи с изложенным встает вопрос: такая проза – это Большая литература или нет? Скажу так. «Головастик и святые» на это и не претендует. Да и текст этот – не идеальный. Здесь есть композиционные огрехи, шероховатости. Как будто до какого-то там уровня что-то чуть-чуть не дотягивает. Но удовольствие от чтения такое чистое, что все это и не важно. Хочется забыть о критике и анализе и побыть просто читателем. Пожалуйста, Андрей, растите, пишите дальше в этом же духе, а мы Вас будем читать и радоваться.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу