Сергей Морозов

Через лес

Антон Секисов
Через лес

Другие книги автора

Антон Секисов «Через лес»

«Граждане, а где же рассказы?» - так и хочется спросить, закрывая книжку Антона Секисова. – «Рассказы ведь обещали».

Рассказов в сборнике «Через лес» нет. Слова есть. Тексты есть местами. Но рассказы отсутствуют.

И даже не знаешь, что сказать по этому поводу. Когда есть что-то, пусть корявое, неумелое, с картонными героями, ложными идеями, избитой моралью или полным отсутствием таковой, в карман за словами не полезешь. А тут почти как у Садулаева с «Иваном Ауслендером» «одна лишь только видимость мелькала». Обсуждать, в сущности, нечего.

При этом из нехудожественных текстов известно, что Секисов рассказчик как раз, наоборот, хороший, и глаз у него меткий, и с юмором у него все в порядке, и рука легкая. Но тут… Ни легкости, ни юмора, ни истории. Абсолютный провал. Ковыряние в пустоте, пережевывание скудных происшествий, мелких случаев, воспоминаний.

Я думаю, что этой откровенной неудаче есть, как минимум, два объяснения.

Во-первых, Секисову просто не о чем писать. Нет у него тем, нет материала. А может он просто не может разглядеть нечто по-настоящему значимое, интересное в современной действительности, и поэтому у него нет возможности выйти за рамки формата записок молодого человека. Ему бы последовать совету «если не можешь не писать – не пиши», а Секисов не сдается, вырабатывает характер, назло отмораживает нос и уши. В результате ему приходится перебирать всякую событийную шелуху, в первую очередь, из опыта собственной жизни. А там самое яркое событие – воспоминания о съемках в любительском фильме. Тут ничего накручивать не надо. Просто передать, как оно было. В других текстах уже приходится изображать пируэты, делать литературу, нагнетать современный байронизм и убеждать в значимости описываемого.

Но не получается. Ни детские приключения на даче, ни светлые дорожки по пути в Пекин и обратно, ни история знакомства с девушкой, с которой уже дальше не расставались, ничуть не трогают. В сюжетах, перебираемых Секисовым нет ни милого, ни забавного, ни поучительного.

Я далек от распространенной точки зрения, в духе Достоевского, что «писатель должен страдать». И с жизненным опытом тоже не все так просто, как считают некоторые: отпаши двадцать лет на производстве, а потом и книжки пиши. Жизненный опыт не обязательно формируется в зоне или на рыболовном траулере, в шахте или армии. Для него достаточно умения переживать и размышлять, способности анализировать происходящее.

В нарочитой на пустом месте возникающей многозначительности – вторая причина неудачи всего сборника. Трудно разглядеть метафизические глубины в скучном гостиничном томлении («Ривердейл»), которое плавно перетекает во все остальные тексты сборника. Тусклые герои, непонятные события. Автор разговаривает не то сам с собой, не то с теми, кто должен узнать себя в этих текстах. А может просто издал этот сборник для отчетности, а не для литературы.

Последнюю я бы посоветовал искать в другом месте. Например, в рассказе Саймака с внешне сходным названием «Через речку, через лес», но совершенно другим наполнением: «Была пора, когда варят яблоки впрок, когда цветут золотые шары и набухают бутоны дикой астры, и в эту-то пору шли по тропе двое детей».

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу