Сезон 2017 года завершен

новый сезон стартует в январе 2018

Марина Кронидова

Телевизор

Борис Мячин
Телевизор

Другие книги автора

Борис Мячин "Телевизор"

Исторический, авантюрный роман о второй половине XVIII века с фактурой, с персонажами, популярными в те далекие времена (один таинственный Эмин чего стоит, не говоря уже о лже-княжне Таракановой), со старательно выписанными реалиями эпохи - большая редкость в наши дни. 
Возможно, появился у нас новый И.И Лажечников, возможно, способный привить школьникам старый добрый русский патриотизм, в кондовости своей ничуть не совершенней нынешнего (В.Г. Белинский ещё как изголялся над историческими романами). Почему адресат романа юноша? Потому, что речь идёт о становлении отрока - необычайно одаренного крепостного Сеньки Мухина, сделавшего чудесную карьеру на службе Екатерины и к тому же обладавшего даром предвидения, но корыстно им не злоупотреблявшим, в отличие от Гарри Потера, зато снискавшего славу обычными человеческими талантами. 
Будут ли интересны приключения сверстника в историческом контексте нынешним подросткам? Боюсь, что вряд ли, несмотря на максимально адаптированной язык (иногда заставляют улыбнуться, ну, совершенно сегодняшние диалоги, то ли автор напортачил, то ли намеренно герой переходит на язык XXI века - он же провидец). И, все-таки, это язык с нужной долей архаичности, чтоб чувствовалась патина времени. К сожалению, в зрелищности любой литературный формат проигрывает компьютерным играм и кино. А взрослого читателя старой закалки роман, возможно, порадует: всякими потешными экскурсами в историю выращивания картофеля в екатерининские времена, условным сфумато атмосферы. Да и, вообще, пожилое поколение ностальгически вспомнит былые времена, когда зачитывались и Лажечниковом, и Мельниковым-Печерским, не говоря об Алексее Толстом, и поголовно находили вкус в романах Пикуля.
Что же до авантюрности романа, опять таки, эпоха диктует: бурный век просвещения, блистательные баталии, нити бесконечных интриг и заговоров, да все это есть, но как то вяло, академично. 
А чем интересен главный персонаж? Дух волтерьянского воспитания так и витал в древних помещичьих имениях, крепостной мальчишка, полиглот от рождения, мечтал стать мушкетёром и полковым барабанщиком, и уже, наконец, забрезжила вожделенная героем Турецкая война, но, по прихоти барина, ему пришлось отправиться в Петербург в компании самого Ивана Перфильевича Елагина - учиться актерскому мастерству у самого Ивана Дмитриевского (Нарыкова). 

Автор - историк по образованию - открывает здесь целую галерею портретов исторических персонажей, выведенных под их оригинальными именами, в соответствующих декорациях, в общем, как и обещали, имеем развёрнутую картину Петербургской и Европейской культурной и политической жизни того времени. Все бы хорошо, да суховато как-то, несмотря даже на живописные (точь-в-точь, как на полотнах Я.Ф.Хаккерта) видения Чесменского боя, грезящиеся герою. Он то и есть "телевизор", т. е. способный глядеть через века, но в чем смысл этого дара для героя, для сюжета, для интриги хоть какой-то, я так и не поняла. То есть, интриги-то, заговоры, похищения, шпионы, масоны - да, опять таки, все есть, и книга читается легко (что при обилии и точности исторических кунштюков не так чтобы просто читабельно сложить), но вот чего-то не хватает - ей или автору. Может, причиной тому, все-таки, название, обещающее заведомо больший размах для приложения фантазии, большую визуальность, в конце концов. А у заглавного героя разве что хватает смелости приложить свои "телевизорские" способности к развитию отечественной журналистики, да и то: судя по ней (журналистике), не сложилось.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу