Сезон 2017 года завершен

новый сезон стартует в январе 2018

Ната Сучкова

Ковчег

Егор Фетисов
Ковчег

Другие книги автора

Егор Фетисов "Ковчег"

Сон – это такой жанр, где каждое лыко – в строку. Одних только сюжетных ходов и выходов можно набросать десятки, а каких персонажей ввести и грациозно вывести – загляденье! Сон – лучший друг рассказчика, на сон легко списываются любые несуразицы и нестыковки, временные и пространственные провалы, сюжетные тупики и тривиальная авторская забывчивость. Вот только при всех его достоинствах, есть у него один, но весьма крупный недостаток: нет ничего более скучного, чем слушать чужие сны. Рассказать сон так, чтобы твой собеседник не заснул – вот истинная проверка для прозаика.  И надо сказать, Егору Фетисову в его «Ковчеге» это по-настоящему удалось. По крайней мере, мне, зачитывавшей в своей время до дыр все попадающиеся под руку по истории Серебряного века, скучно в его романе-сне не было ни секунды. 

Главный герой «Ковчега» художник Матвей, счастливо (как кажется) женатый, скоро станет отцом. Жена Матвея Ксения – молодой врач, всячески поддерживает мужа, а вот тесть скорее бы предпочел выбрать дочери в мужья брата-близнеца Матвея Илью – ученого-генетика, гораздо тверже стоящего на ногах, чем зять-художник, витающий в облаках. Тесть и устраивает Матвея на работу в ремонтируемый цирк Чинизелли, который на поверку оказывается не совсем цирком, а работающей под прикрытием лабораторий, где творятся дела туманные и странные. На Петербург тем временем обрушивается настоящий библейский потоп – нескончаемый дождь, кажется, напрочь пропитал страницы этого романа. В довершении всего город закрывают из-за эпидемии страшного вируса а-ля испанка, жена рожает Матвею дочку, но Матвей это событие пропускает, болтаясь между мирами – реальным Петербургом начала 21-го века, где ему приходится выпутываться из авантюрно-детективных разборок, и Петербургом (а потом и Петроградом) начала века 20-го. Измененное сознание героя (в первый раз он тривиально напивается, во второй – получает удар по голове, а на третий – отправляется в прошлое по доброй воле – под гипнозом) забрасывает его сначала в легендарную «Бродячую собаку», а потом заставляет метаться по военному Петрограду с миссией спасения для потомков пропавших в годы революции знаменитых «свиных книг» - фолиантов в свиной коже, своеобразных «бортовых журналов» «Бродячей собаки» с автографами и бесценными почеркушками нынешних легенд века Серебряного. И надо сказать страницы, посвященные «Собаке», Фетисову удались очень неплохо. Разумеется, в силу объективных причин сказать, передал ли автор атмосферу места, не сможет ни один современный читатель, но эту атмосферу ему удалось воссоздать, на мой взгляд, весьма удачно. 

Но сюжетная, внешняя канва в романе отнюдь не главное! Хотя и держит в напряжении, не дает отложить книгу. Роман действительно многоуровневый и многоплановый. Это и история с потопом, в котором каждый строит свой ковчег. Для Матвея и завсегдатаев «Собаки» - это искусство, для жены Ксении и брата Ильи – это дети, в которых, как в текстах (а может и лучше), сохранится изначальный код рода, семьи, человека. Это и вечная дихотомия добра и зла: полярные герои, антиподы, условный «белый» фокусник и «темный» рыбак, хороший и злой гэбисты – такого рода символы считываются, и явно неслучайны. 

Символичен и финал: Матвей делает свой выбор, предпочитая реальности искусство. Его выстрел в себя из бутафорского пистолета – неважно, выстрелил тот или нет (об этом читателю остается только гадать) однозначен: художник сделал свой выбор, умер для жизни в реальном, ушел (теперь, похоже, навсегда) в тот мир, который волен создать для себя сам. Что до реальности, то его альтер эго, брат-близнец Илья, очевидно, вырастит новорожденную дочь Матвея, спасая на другом ковчеге – в семье, в вечном продолжении жизни – важное для себя. Собственно, эти два пути по сути равно важны и необходимы, но, увы, трагедия художника именно в том, что выбрать можно только один из них.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу