Российская национальная премия

"Национальный бестселер" - 2017

01.02.2017s

Работает Большое жюри премии, каждый день публикуются новые рецензии

Подробнее

Ежегодная общероссийская литературная премия. Вручается в Санкт-Петербурге за лучшее, по мнению жюри премии, прозаическое произведение,
написанное на русском языке в течение календарного года.

Лиза Савина

Концерт для скрипки и ножа в двух частях

Ильдар Абузяров
Концерт для скрипки и ножа в двух частях

Другие книги автора

Ильдар Абузяров "Концерт для скрипки и ножа в двух частях"

Помнится, в одном из интервью Ильдар Абузяров отметил, что главная проблема современной отечественной литературы заключается в том, что «человек мельчает». Потому, наверное, стержнем пирамидки, на который он нанизывает сюжет повести «Концерт для скрипки и ножа», является религиозный дискурс: все титаны великой русской литературы скребли ноготком по экзистенции, пытаясь найти в ней место богу. Две, кажется, нарративно не связанные части объединены идеей жертвоприношения. В первой, действие которой происходит в польском Белостоке и окрестностях, исторически связанные сложными творчески-половыми отношениями люди приносят в честь Курбан-Байрама в жертву корову с русским именем Маруся. Но все равно все умерли. И кто надо и кто не надо. Во второй, разворачивающейся уже в Казани, брат убивает брата во имя любви и, видимо, опять же, Курбан-байрама. Связывают эти две независимые истории, кажется, один и тот же главный герой, классическая музыка (почему-то в голову все время заходит Франсуаза Саган с вечным вопросом а любите ли вы Брамса?) и обреченная на смерть неземной красоты балерина. Есть также некий намек на то, что вторая часть хронологически предваряет первую, хотя не факт. Хотя может быть. Эти «кажется» и «может быть» — исключительно потому, что автор использует слегка поношенный постфаулзовский прием, оставляющий читателю пространство для интерпретации. И все бы здесь было прекрасно, если бы из-за каждого угла не подмигивали бесконечные отсылки к популярным ветхозаветным притчам, набившие оскомину рассуждения о боге и любви, которые были бы неплохи лет сто двадцать назад, в том временном отрезке, где духовность мешалась с религиозностью. В современном же мире, где рациональная общегуманистическая этика стала наконец считаться более прогрессивной, и где все слова про бога и любовь уже сказаны прекрасными обветренными губами Джуда Лоу в разобранном на цитаты сериале Соррентино, развешивать приветы латиноамериканской литературе на веревки божьего промысла как минимум странно.

Комментарии посетителей